Понятие поликультурного образования
Образование – это процесс и результат воспитания и обучения, который осуществляется в системе специализированных социальных институтов в интересах людей, государства, общества.
Образование является основным способом формирования и развития человеческой личности, а также главным механизмом становления человека в качестве полноценной гармоничной личности.
Образование многоаспектно:
- это достаточно длительный процесс, оно часто занимает всю жизнь;
- образование является результатом, подтвержденным наличием документа. Для получения документа, необходимо получение целевого образования;
- это ценность и для государства, и для общества. Ценность образования для каждой личности превосходит все остальные ценности;
- образование является системой. Оно состоит из стандартов, программ, образовательных учреждений, а также реализующих их субъектов образовательного процесса, в том числе учителей и родителей учеников, органов контроля и надзора в сфере образования и пр.
Поликультурное образование – это уникальное явление в обществе, особенно актуальное в государствах, являющихся многонациональными и многоконфессиональными, поликультурными.
В условиях открытости стран усиливается явление глобализации – объединения государств с целью осуществления совместной деятельности.
Выделяют несколько аспектов глобализации:
- политический – объединение в несколько коалиций;
- экономический (ЕЭС);
- образовательный;
- информационный;
- лингвистический;
- культурологический.
Иными словами, формируется поликультурный социум.
Поликультурный социум – это образовательное пространство, внутри которого проживают и обучаются представители разной этнолингвистической, религиозной и социально-экономической принадлежности.
Современным образованием должны обеспечиваться преемственность поколений, развитие и сохранение родного языка и этнокультурных традиций.
В мировой педагогике наиболее распространены следующие подходы к сущности поликультурного образования:
- Аккультурационный – поликультурное образование ориентировано на культуру переселенцев. Поликультурное образование должно включать процесс изучения традиционной родной культуры, процесса переработки этих традиций в новой культуре, так как конфронтация с изменившимися жизненными условиями вызывает необходимость выработать новые культурные ориентиры.
- Диалоговый – рассмотрение поликультурного образования в качестве способа приобщения учеников к разным культурам, чтобы сформировать общепланетарное сознание, которое позволяет тесному взаимодействию с представителями разными стран и народов, а также интегрируется в мировое и общеевропейское культурно-образовательное пространство.
- Социально-психологический – рассмотрение поликультурного образования в качестве особого способа сформировать определенные социально-установочные и ценностно-ориентационные предрасположенности, коммуникативные и эмпатические умения, позволяющие выпускнику школы осуществлять интенсивное межкультурное взаимодействие.
Цели и задачи поликультурного образования
К целям поликультурного образования относят:
- формировать осознанные позитивные ценностные ориентации личности относительно своей собственной культуры;
- создать поликультурную среду в качестве основы взаимодействия личности и элементов других культур;
- формировать способности индивидов к культурному личному самоопределению.
К специфическим целям поликультурного образования относят:
- сформировать всесторонне и гармонически развитую личность, способную к творческому саморазвитию и осуществляющую этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальных традиций, ценностей российской и мировой культуры;
- воспроизводить и развивать национальные культуры и родной язык народов России в качестве необходимого инструмента социализации подрастающего поколения и важнейшей основы становления и функционирования российской гражданской нации на ее этнокультурном и национально-территориальном уровнях;
- сформировать российскую гражданскую идентичность в социально-политических неоднородных условиях регионов России, а также поликультурности и полилингвальности многонациональной России;
- создать условия для сохранения и развития комплиментарного сотрудничества каждой этнокультурной группы в едином экономическом, социальном, политическом и культурном обществе, которое называют российской гражданской нацией;
- эффективно подготавливать выпускников школ и вузов к реальной жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширять возможности самореализации, социального роста и повышать качество жизни;
- развивать образовательный и профессиональный потенциал России, воспитывать молодежь, готовую осуществлять ответственную и продуктивную интеллектуальную, организаторскую, производственную деятельность в открытом поликультурном и полилингвальном мире.
Цели влекут за собой несколько основных задач поликультурного образования:
- глубоко и всесторонне овладеть ученикам культурой своего народа в качестве непременного условия интеграции в другие культуры;
- сформировать у учеников представления о многообразии культур в мире и в РФ, воспитывать положительное отношение к культурным различиям, способствующим прогрессу людей и выступающим в качестве условий для личностной самореализации;
- создать условия интеграции учеников в культуру другого народа;
- формировать и развивать умения и навыки эффективного взаимодействия с представителями разных культур;
- формировать и развивать критическое мышление;
- развивать этнотолерантность;
- воспитывать уважение к истории и культуре своего и других народов;
- использовать этнопедагогическую среду в качестве основы взаимодействия личности и элементов другой культуры;
- формировать способности учеников к личностному, культурному самоопределению.