Суть и необходимость билингвизма
Билингвизм – это владение двумя языками речи, которое позволяет эффективно выстаивать коммуникативные связи и отношения в социальной сфере.
Билингвизм является двуязычием личности. Это свойство может быть развито двумя способами:
- Врожденное качество. Такой билингвизм возникает, как правило, тогда, когда ребенок рождается в семье, где супруги являются носителями двух разных языков или оба в совершенстве говорят на двух каких-то языках.
- Развитое в течение жизнедеятельности умение. Если человек осваивает в совершенстве какой-то второй язык или приобретает, хотя бы, бытовой уровень владения им, то его можно назвать поздним билингвистом.
Билингвизм в современном обществе является довольно развитым и распространенным явлением. Народы многих стран свободно говорят на двух язык, вследствие того, что один из них является родным, т.е. языком их народа, а второй – языком государства, т.е. на нем говорят все граждане страны. Многие страны признают в качестве государственных два языка.
Кроме того, современный мир и его информационное развитие, глобализация мирового хозяйства приводит к тому, что страны и народы стремятся к тесному взаимодействию, а культуры их народов взаимопроникают друг в друга. Владение, хотя бы одним, иностранным языком является актуальным требованием современного информационного общества.
Практически любое многонациональное государство требует введения одного общего языка, который будет использован для построения системы коммуникативного взаимодействия между гражданами. При этом, в стране может существовать множество наций и народов и языков, на которых они говорят. Владение государственным языком, для каждого гражданина может носить несовершенный характер, но достаточный для того, чтобы объясниться с другими гражданами, решить какую-то проблему, обратиться за помощью.
Необходимость билингвизма объясняется следующими факторами:
- Тенденции глобализации.
- Унификация и нивелировка культурных основ.
- Рост численности населения, владеющих двумя и более языками.
- Культурное сближение народов мира.
- Возрастающая актуальность туризма и миграции населения.
- Тенденция сокращения языков, которые были основами уходящих в прошлое культур.
- Владение иностранным языком открывает возможности социального и культурного развития личности, содействует достижению профессиональных высот, повышению общего уровня интеллектуального и иных направлений развития.
Что касается социальной сущности билингвизма, то она заключается в том, что сегодня, он становится глобальным процессом, который сопровождает весь спектр социально-экономических отношений, охватывает все стороны социальной действительности и решает проблемы пользования информационными ресурсами в современном информационном социальном пространстве.
Функциональная значимость билингвизма заключается в том, что он повышает возможности коммуникативного взаимодействия, устраняет проблемы общения между представителями разных наций и народов. При этом, билингвизм положительно воздействует на сохранение родного языка и культуры и помогает стать полноценным участником социальных отношений без отказа от собственной культуры, традиций и обычаев.
Билингвизм является необходимым условием продуктивного развития отдельного индивида, социальной сферы, государства и мира.
Рисунок 1. Билингвизм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Уровни развития билингвизма
Развитие билингвизма демонстрирует три уровня его существования:
- Рецептивный билингвизм. Он представляет собой такой вид двуязычия, при котором носитель языков в совершенстве владеет одним языком, а второй язык он только понимает, но не может построить на нем связанное высказывание для диалога.
- Репродуктивный билингвизм. Он представляет собой такой вид двуязычия, при котором, носительязыков свободно воспроизводит речь, которую он услышал, или прочитанный текст на том языке, на котором он был произнесен или написан, т.е. он может повторить речь, но сам построить связанное высказывание затрудняется.
- Продуктивный билингвизм. Он представляет собой такой вид двуязычия, при котором личность полноценно владеет двумя языками и может использовать их в коммуникативном взаимодействии, т.е. человек и понимает речь, обращенную к нему, может ее прочесть, повторить и самостоятельно выразить свои мысли на разных языках.
Рисунок 2. Уровни развития билингвизма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Билингвизм формируется в разные возрастные периоды развития личности по-разному, т.е. уровни его развития не могут быть одинаковыми в три года, в десять и в двадцать лет и т.д.
Кроме того, от того, когда формируется билингвизм личности, зависит его вид. Выделяют следующие виды билингвизма:
- Параллельный билингвизм. Он происходит с рождения и отражает одновременное овладение ребенком сразу двумя разными языками. Например, это может быть родной язык своего народа и государственный или какой-то иностранный язык. Как правило, к трем годам, ребенок оказывается полноценным носителем двух языков: понимает обращенную к нему речь и может сам построить фразу на обоих языках, выразить мысль, ответить на вопрос.
- Последовательный билингвизм. Такой вид билингвизма отражает постепенное овладение языками, т.е. первоначально полноценно осваивается один язык, а затем начинает изучаться второй. Такой билингвизм может быть ранним т.е. второй язык изучается в раннем детстве- в возрасте до трех лет или поздним – освоение второго языка происходит в сознательном взрослом возрасте.
Приобретение билингвизма личностью может быть реализовано естественным путем, т.е. в ходе социального взаимодействия, общения в семье, с друзьями и иными гражданами происходит овладение вторым языком, а может и искусственным – язык осваивается на специальных учебных занятиях в школе, системе дополнительного образования.
В первом случае происходит усвоение языка человеком, а во втором случае он его учит. При этом, он может и не употреблять его на практике, а может он ему и никогда не понадобиться в практическом общении.