Диалогическая речь: понятие и особенности
Диалог – это форма организации общения, посредством речи, основанная на наличии, как минимум двух участников такого общения, при котором происходит обмен информацией.
Диалог, как форма речевого общения, характеризуется обменом достаточно краткими репликами между его участниками, быстрыми или относительно быстрыми темпами речи, лаконичным строением речи и каждой реплики диалога. Речь участников диалога состоит из речевых реплик. Все структурные элементы речи представляют собой реплики, которые представлены эллиптичным строением. Это означает, что в такой речи есть место подразумеванию чего-то за счет знания ситуации или обстоятельствами всеми участниками диалога.
В отличие от иных форм речевого общения, диалог нельзя отнести к организованной форме речи. Такая речь носит непроизвольный характер. Обычно, она является ситуативной и опирается на имеющиеся шаблоны, стереотипы общения. это обуславливает отнесение диалогической речи к наиболее простым формам общения.
Развитие диалогической речи актуально для раннего возраста ребенка. Такая речь позволяет усвоить грамматическое строения языка и помочь ребенку овладеть более-менее связной речью и применять ее для выражения своих чувств, эмоций, желаний.
Разговорная речь ребенка т.е. умение формировать диалог развивается ранее всех остальных форм речевого общения. Диалогическая речь предполагает:
- Навыки слушания высказываний других людей и осознанное восприятие услышанного;
- Навыки поддержания разговора;
- Навыки давать ответы на заданные вопросы и составлять на их основе новые.
Успешное освоение диалогической речи ребенком, зависит степенью развития его словарного запаса и умением выстраивать верные грамматические конструкции. Кроме того, во время разговора необходимо соблюдать этические нормы поведения: проявлять сдержанность, тактичность, общаться культурно.
Приобщением ребенка к диалоговой форме общения должны заниматься взрослые. Именно они могут привлечь ребенка к диалогу, показать особенности его прохождения, задавая вопросы и, привлекая ребенка к ответам, помогая в их развертывании и наполняя речь своего маленького содержанием.
Диалоговая форма общения важна для маленьких детей еще и тем, что посредством диалога происходит личностное развитие ребенка. В ходе диалога, ребенок учится строиться коммуникативные связи, вступает в социальное взаимодействие. Это способствует успешному прохождению социальной адаптации.
Специфическими чертами диалога являются:
- Чередующееся говорение участников диалога;
- Отсутствие потребности в высказываниях и развертывании мысли. Участники диалога имеют представлении о смысловом назначении диалога и его содержании;
- Прикрепление диалога к конкретной ситуации;
- Фрагментарность, краткость речи;
- Использование фразеологизмов и разговорной лексики;
- Малое время на обдумывание того, что будет высказано в процессе диалога;
- Использование бессоюзных предложений.
Организация беседы в качестве метода развития диалогической речи
Применение беседы, в качестве метода обучения, актуально в более старшем дошкольном возрасте. Как правило, метод беседы начинает применяться в средних группах детского сада. В этом возрасте проводятся некоторые виды бесед. В основном они затрагивают темы природных процессов, смену времен года, трудовой деятельности в дошкольном учреждении.
Такие беседы основываются на программах по развитию ребенка дошкольного возраста, ознакомления детей с окружающим миром, законами его функционирования. В ходе беседы дети получают представления:
- Об устройстве социальной и природной среды;
- О бытовых процессах;
- О трудовой деятельности людей;
- О праздниках;
- Об учебе и досуге.
Содержание беседы может включать обсуждение прочитанного рассказа, рассказанной педагогом сказки, просмотренных фильмов и мультфильмов. Оно должно помогать гармоничному и разностороннему развитию личности каждого ребенка. Содержание беседы должно цеплять ребенка, заставить его мыслить и проявлять активность мыслительной деятельности. Беседа должна оставить след в сознании ребенка, побудить его к активному стремлению и участию в дальнейших беседах.
Беседу необходимо начинать так, чтобы заинтересовать ребенка, заставить работать его мышление, активизировать эмоциональные процессы. В этих целях, можно начать беседу с загадки, показа увлекательной картины, рассказа стихотворения или построения игровой ситуации. Все эти средства должны иметь прямое отношение к содержанию беседы.
Любая тематика беседы должна отвечать возрастному этапу развития ребенка, быть легкой и доступной для восприятия детским сознанием. Тема беседы должна иметь определенное смысловое назначение, способствующее развитию ребенка. Беседы могут касаться бытовых событий из жизнедеятельности детей, затрагивать факты общественной жизни, о предметах, применяемых взрослыми в быту и в рабочей сфере деятельности, а также в процессе обучения.
Каждая беседа имеет свою направленность и смысловое назначение. Она ориентирована на развитие представлений о разнообразных процессах и явлениях окружающего мира.
В ходе проведения беседы, часто, возникает необходимость ведения в диалог наводящих вопросов, подсказок. Это необходимо для более полного раскрытия содержания беседы и расширение представлений детей по теме беседы.
Хорошо, если в ходе беседы применяются наглядные средства, позволяющие увлечь ребенка и активизировать его речевую деятельность. При применении наглядных средств, высказывания ребенка среднего дошкольного возраста приобретают содержательность и эмоциональную яркость. Они опираются на ощущения и восприятия, чувства ребенка.