Авторская школа: понятие и место в системе образования
Авторская школа - это школа, разработанная конкретным педагогом (и его последователями), опирающаяся на конкретные концептуальные основы, отражающие реализацию идей автора в организации продуктивной образовательной деятельности.
Рисунок 1. Авторская школа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Вопросами организации обучения и воспитания занимались многие педагоги на протяжении всей истории человечества. Авторские школы развиваются вместе с развитием общества. Переход от одного этапа развития общества к другому сигнализирует о смене образовательной концепции. В разные времена и эпохи существовали различные авторские школы, которые отражали особенности социального развития того периода и потребности общества в образовательной деятельности, а также оригинальные мысли и идеи педагогов того времени.
Следует отметить, что возникновение авторских школ является следствием существования традиционной концепции обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Иными словами, если в конкретный период существует принятая система организации образовательной деятельности, то появляются и ее критики, считающие данную систему не продуктивной и, предлагающие более эффективные концепции реализации образовательной деятельности.
Развитие авторской школы имеет ряд специфических характеристик. К ним относятся:
- Авторская школа формируется на основании единения единомышленников, которые придерживаются одной версии развития образовательной деятельности и формируют на ее основании проект создания школы;
- Дополнение и корректировка проекта создания авторской школы группой авторов-единомышленников. При формировании проекта каждый его участник вносит в него поправки, дополнения, отражающие его видения сути развития событий;
- При формировании авторской школы возникает период ее самоопределения. Он связан с рядом конфликтов, возникающих между педагогами по поводу использования новых форм и методов деятельности;
- Экспериментальный характер школы. Обучение нового типа еще не изведано. Оно ново, и никто не знает к каким итогам оно приведет. Деятельность школы носит поисковую направленность т.е. автор ищет путь развития образования;
- Объединение мировоззренческих концептуальных идей и инновационных технологий их реализации.
На современном этапе развития образовательной системы, авторские школы регистрируются государственными органами, в полномочия которых входит ведение образовательной деятельности и решение вопросов, связанных с ней. Регистрация реализуется на основании подачи заявки соответствующим учреждением. Заявка рассматривается и при одобрении учреждению дается статус экспериментальной площадки, на которой может быть реализовано необычное построение образовательной деятельности, организована нестандартная структура учреждения, предусмотрена особая организация управленческой деятельности и система оплаты труда персонала.
Авторская школа считается устойчивой образовательной системой нового типа, деятельность которой опирается на инновационные взгляды и методы. Такие школы не всегда предлагают что-то абсолютно новое и неизведанное, вносят инновации в образовательный процесс. Зачастую, они предлагают модернизировать существующие основы его организации в соответствии с потребностями общества и развитием инновационных технологий т.е. идет преобразование общепринятых подходов организации педагогической деятельности.
На сегодняшний день в России существует ряд авторских школ, которые активно развиваются и устойчиво функционируют.
Школа Вероятностного образования Александра Лобка
Данная школа опирается на идею открытого образования и функционирует на основании построения открытого образовательного пространства.
Процесс обучения в данной школе строится на основании взаимодействия педагога с учащимися. Каждый учащийся признается активным субъектом образовательной деятельности. при этом, процесс обучения оценивается не по уровню знаний и навыков учащихся, и даже не по степени их общего развития в ходе образовательной деятельности, а по активной позиции учащегося в ходе обучения, его вовлеченности в образовательный процесс и развитой субъектной самоактуализации. Иными словами, автор школы призывает учащихся к формированию диалога с культурой, с обществом и его тенденциями развития. Здесь важно не количество усвоенных знаний и вовлеченность личности в диалог культур.
Школа самоопределения Александра Тубельского
Данная школа была создана в качестве призыва к развитию свободной личности, свободных граждан демократического общества.
Деятельность школы ориентирована на:
• Развитие свободной личности; • Воспитание гражданской ответственности и толерантности учащихся; • Развитие навыков самоопределения и самореализации подрастающего поколения в современной социальной среде; • Формирование универсальных учебных действий учащихся как ведущей образовательной цели.
Процесс обучения в школе предполагает свободный выбор содержания образовательной деятельности каждым учащимся. Он может выбирать разные направления обучения, пробовать в них свои силы и способности и менять их в случае неудачных попыток.
Оценка знаний и навыков учащихся в данном учебном заведении является нестандартной. Оцениваются качественные параметры образовательной деятельности каждого учащегося, уровня его развития и продвижения в обучении, в познании и самопознании.
Важно, что в данном учебном заведении осуществляется сравнение успехов каждого отдельного учащегося с его собственными успехами в предыдущие периоды обучения т.е. достижения других учащихся не берутся в расчет и обучение не ориентируется на «среднего» учащегося, что характерно для большинства государственных школ.
Учебный год завершается прохождением ребенком творческого экзамена. На нем, учащиеся демонстрируют свои достижения педагогам, другим родителям и одноклассникам. Так, отражается индивидуальное продвижение каждого учащегося.
Интересно, что одним из методов обучения в данной школе является метод погружения. Он предполагает погружение учащегося в познание одной дисциплины на определенный временной промежуток. Как правило, он занимает несколько дней.