Проблема оценки качества профессиональной деятельности педагогов ДОО
В современных условиях развития образовательной системы, первостепенное значение отводится функциональной роли и личностным качествам педагога. Именно педагог является фактором эффективного развития ребенка.
Это создает новую проблему в развитии образовательной системы – возникаете необходимость проверки профессиональной пригодности педагога и оценки качества его деятельности.
Нынешние реалии накладывают на профессию педагог определенный отпечаток.
- Во-первых, данная профессия, сейчас, характеризуется мобильностью и интенсивностью развития. Педагог должен уметь быстро адаптироваться к новым условиям социальной среды и уметь реализовывать требования социума к образовательной деятельности.
- Во-вторых, в работе педагога постоянно расширяется спектр его образовательных задач, а временные ресурсы, отведенные на их выполнение, сокращаются. Это увеличивает требования к мастерству педагога.
- В-третьих, творческая ориентация в деятельности педагога становится первостепенной при выполнении им своих профессиональных обязанностей. Педагогу нужно осваивать новые функции.
В настоящее время все больше наблюдается несоответствие между требованиями общества, предъявляемыми к личности педагога и его профессиональной компетентности (особенно в системе дошкольного образования). и уровнем его реального развития. К сожалению, многие современные педагоги очень плохо ориентируются в новых методах и технологиях обучения. Они предпочитают использовать в своей работе традиционный подход и классические формы организации учебно-воспитательной деятельности. В работе педагогов ДОО в настоящее время можно выделить перечень существенных недостатков:
- Отсутствие навыков построения продуктивной образовательной работы с воспитанниками.
- Нежелание принимать воспитанника в качестве субъекта образовательного процесса.
- Преобладание использования авторитарного стиля в организации педагогического процесса.
- Отсутствие реального практического применения индивидуального подхода на практике. Педагоги не желают диагностировать личностные особенности развития отдельного ребенка и выбирать для него иные формы и методы обучения.
- Неумение реализовывать воспитательный процесс в ДОУ на основании его реального целевого назначения.
Все это приводит к обострению проблемы оценки профессиональной деятельности педагога.
Сейчас, необходимо изменение требований к профессиональной подготовке и квалификации воспитателей ДОО, а также к отдельным компонентам профессионализма педагога, таким как: личностные свойства, профессиональная ориентация деятельности, наличие опыта работы, мотивация.
Все эти требования должны стать фундаментом профессиональной аттестации педагогов ДОО, которая выявляет соответствие уровня их профессионального развития, знаний и навыков, занимаемой должности.
На сегодняшний день, все нормативные требования, которые ранее использовались в отношении профессиональной деятельности педагога ДОО, при ее оценке дополняются следующими показателями деятельности педагога ДОО:
- Наличие навыков осмысленного применения передового педагогического опыта деятельности;
- Наличие навыков использования в своей работе ЗУН;
- Новаторский подход к реализации профессиональной деятельности;
- Наличие навыков достижения целей и доведения начатого дела до конца.
Показатели результативности профессиональной деятельности педагогов ДОО
Оценить компетентность педагога ДОО возможно на основании оценки эффективности его профессиональной деятельности.
Основными показателями результативности профессиональной деятельности педагога ДОО, которые анализируются при аудите его компетенции, являются:
- Количественный показатель работы педагога. Он используется, как основание оценки различных критериев профессиональной компетентности педагога. Здесь, происходит подсчет стажа работы, количества отработанных часов, проведенных конференций, численность воспитанников с высоким уровнем умственного, физического и иного развития и т.д. При этом, данный показатель не является определяющим в оценке деятельности педагога ДОО, поскольку количество не всегда способно полноценно и объективно отразить качество его работы. Но количественные данные важны в оценке. На них опираются иные критерии.
- Выраженность параметра оценки. Здесь рассматривается насколько четко и ясно проявляется тот или иной параметр оценки. К примеру, «Насколько результативно используется предметно-развивающее пространство группы», «Качество реализации эстетического обучения детей» и т.д. Оценка осуществляется на основании выявления соответствия стандартам образовательной деятельности ДОУ: полное, частичное соответствие или несоответствие. Этот показатель, также, нельзя назвать самым существенным, поскольку он не отражает профессиональных качеств педагога и не отражает сути педагогической деятельности.
- Уровень деятельности педагога. Анализу подвергается уровень деятельности педагога – на уровне района или поселения, города или региона оценивается реализация им образовательной программы, уровень, на котором опыт его деятельности продвигается – новаторские разработки, разработка методических пособий, конкурсы, конференции, изданные статьи – в местной газете или во всероссийском издании, полученные награды и похвалы за работу. Этот показатель предназначен для оценки степени новаторства педагогической деятельности, научности его разработок, качества владения теми или иными технологиями дошкольного образования. Данный показатель характеризуется объективностью, но не является универсальным.
- Личностная компетентность. Она предполагает оценку качеств личности педагога ДОО. Рассматривается уровень его культурного развития, грамотность речи.
- Компетентность в сфере постановки целей и задач обучения. Анализируются навыки постановки целей и задач педагогической деятельности: цель отдельного занятия, курса, месяца работы по определенному направлению и т.д.
При аудите профессиональной компетентности работника ДОО необходимо использовать все критерии в комплексе. Только так можно дать объективную оценку деятельности педагога и уровню его профессиональной компетентности.