Аталычество как форма семейных отношений
Аталычество (Аталык) — это один из древних обычаев, который был зафиксирован в этнографии Кавказа, предусматривающий передачу ребенка после его рождения на воспитание в другую семью.
Аталычество является своеобразной формой семейных отношений. Оно чаще всего практиковалось у зажиточных людей и феодалов, среди адыгов, балкарцев, кумыков, карачаевцев и осетин.
Аталычество было распространенным делом у горцев, так как оно считалось богоугодным, в виду того, что сам пророк Мухаммед провел несколько лет в качестве воспитанника в семье арабов-кочевников.
Аталычество обусловлено тем, что у горцев знатного происхождения не было принято воспитывать ребенка в своей семье. Вскоре после рождения мальчика по обычаю отдавали на воспитание и прокормление в другую семью. Воспитание в другой семье продолжалось до тех пор, пока мальчик не подрастал и не обучался владению оружием. Для передачи ребенка на воспитание в основном выбирали другое племя. Семья, которая приняла на воспитание ребенка, называлась «аталык», она приобретала все права кровного родства с семьей ребенка.
Значимость аталычества заключалась в том, что таким образом устанавливались связи между разными горскими семьями и племенами. Дети, воспитываемые в аталыческих семьях овладевали не только языком (диалектом) племени, но и приобщались к его традициям и культуре.
Женщины, которые заботились о детях, должны были проявлять нежность и любовь к ним, так формировалась привязанность к кормилицам как к родным матерям.
Еще одним положительным моментом аталычества было то, что бедные дворяне, беря на себя воспитание ребенка из богатой дворянской семьи получали от нее покровительство, так как их связывало родство.
Характеристика воспитания в аталычестве
После того как в знатной семье рождался ребенок, семьи, желающие выступить в качестве аталыков и взять его себе на воспитание, спешили предложить свои услуги. Чем богаче и знатнее была семья мальчика, тем больше было желающих взять ребенка в свою семью.
Одним из ведущих правил аталычества было, то у аталыка не должно быть больше одного воспитанника.
Бывало и так, что в процессе воспитания ребенок мог переходить на воспитание от одного аталыка к другому. Родителям же было запрещено видеться в ребенком на протяжении всего времени нахождения у аталыка, а также узнавать через третьих лиц о его судьбе и принимать какое-либо участие в воспитании.
Процесс воспитания был разносторонним, но в виду особенностей кавказских традиций, не лишенным определенной суровости.
Возвращение ребенка в семью – это особенный и торжественный день, который отмечали как праздник.
Алатык и его семья должны были уделять приемному ребенку больше внимания, нежели своим родным детям, стараться одевать и кормить его лучше своих детей.
Воспитание мальчика предусматривало обучению езды верхом, джигитовке, владению кинжалом, ружьем, пистолетом, обучение охоте и ведению хозяйства. Кроме того, у мальчиков воспитывали нравственные качества и формировали правила поведения в обществе.
Воспитание девочки предполагало обучению женской работе по дому: вышивание, готовка, уборка и т.д. Кроме того девочку знакомили с особенностями и тонкостями кавказского этикета, внушали необходимые представление о женской гордости и чести.
После возвращения домой подростки проходили экзамен, который должен был показать, чему его научили в семье аталыка. В основном в семью возвращались по достижению совершеннолетия, ориентировочно к 16-ти годам, либо ко времени женитьбы – это 17-ть – 18-ть лет. Девочки возвращались в семью немного раньше.
Необходимо отметить и тот момент, что все время пока ребенок проживал в семье аталыка, он не имел возможности видеться со своими родителями и родной семьей. Именно поэтому возвращение в родную семью происходило очень тяжело, так как подростку приходилось знакомится в родными, которые были для него по сути чужими людьми. Проходило несколько лет прежде чем он привыкал к отцу и матери, братьям и сестрам, семейным традициям и т.д. В то время как близость с семьей аталыка сохранялась на всю жизнь и по традиции приравнивалась к кровной.
По возвращению подростка в семью аталык дарил ему коня, оружие и одежду. Однако он сам и его жена получали очень щедрые подарки от отца воспитанника. В качестве подарков были скот и даже земля. Между семьями устанавливалось родство, которое по своей крепости не уступало кровному.
Значимость аталычества
Аталычество практиковалось для того, чтобы родство устанавливалось между семьями, которые были равны по общественному положению – это семьи князей, дворян, богатых крестьян. Довольно часто аталычество устанавливалось между соседними народами, с целью сохранения и укрепления мира.
Таким образом, аталычество выступало как своеобразный династический союз.
Однако бывали случаи, когда знатный феодал передавал своего ребенка менее зажиточному и знатному феодалу или даже крестьянину. В этом случае отец не просто одаривал аталыка, но и оказывал ему всю необходимую поддержку, защиту от врагов, тем самым расширяя круг людей, которые были от него зависимы. Выгода аталыка заключалась в том, что он хоть и терял часть своей независимости, но зато он приобретал покровителя.
У абхазов и адыгов в качестве «воспитанников» могли выступать не только дети, но и взрослые люди.
Для того, чтобы аталык и семья воспитанника имели максимальное родство, проводился ритуал, после которого родство считалось «молочным». Суть ритуала заключалась в том, что воспитанника кормила грудью жена аталыка, если же ребенок был уже достаточно большим, то он просто прикасался губами к груди.
Обычай аталычества не прижился у чеченцев и ингушев. Это связано с тем, что данные народности не имели выраженного социального расслоения.
Воспитанник и сын аталыка считались молочными братьями, на протяжении всей жизни их связывала тесная дружба.
Ввиду того, что семьи считались родственниками, практически кровными, воспитанник не имел права вступать в брак с кем-то из семьи аталыка.
Таким образом, значимость аталычества заключается в том, что оно обуславливало появление новых родственных связей, что оказывало большое влияние на установление мира и сплоченность народа.