Назначение артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений с соблюдением последовательности их выполнения, направленный на укрепление мышц артикуляционного аппарата, формирование двигательных навыков и речевое развитие.
Артикуляционная гимнастика ориентирована на укрепление органов речевого аппарата, т.е. развитие мышц и двигательных навыков, принимающих непосредственное участие в речевой деятельности.
Речевые навыки формируются у детей при осуществлении ряда манипуляций артикуляционным аппаратом. Если имеются нарушения в работе органов артикуляции, то и речевые функции могут быть нарушены.
Если же речевые дисфункции вызваны иными факторами, то в их коррекции, в устранении причин и проблем работы в речевом развитии находит активное применение артикуляционная гимнастика. Она позволяет:
- Сформировать у ребенка навыки верного расположения языка, губ, верхнего неба при произношении отдельных звуков, слов и фраз;
- Развить согласованность действий артикуляционного аппарата и речевой работы.
Следует также отметить, что артикуляционная гимнастика может быть применена в любом возрасте и при любом уровне речевого развития. Даже отсутствие речевых патологий не является противопоказанием использования артикуляционной гимнастики. Это обуславливает использование артикуляционной гимнастики для следующих целей:
- Постановка дикции ребенка;
- Приведение мышц органов речевого аппарата в тонус, чтобы тренировка произношения носила продуктивный характер;
- Развитие скорости работы артикуляционного аппарата. Скорость необходима для развития связной речи, быстрого речевого реагирования при диалоговом взаимодействии.
Артикуляционная гимнастика на развитие мышц языка
Артикуляционная гимнастика проводится в отношении различных органов – языка, губ, щек, неба. Каждый орган отвечает за конкретные аспекты речевого произношения.
Что касается гимнастики языка, то она имеет свои особенности проведения в разные возрастные периоды. Упражнения могут носить динамический и статический характер.
Среди динамических артикуляционных упражнений можно отметить следующие:
- Упражнение «змейка». Оно предполагает высовывание языка изо рта на максимально возможное расстояние.
- Упражнение «катушка». Оно предполагает открытие рта и размещение языка с упором его кончика в нижние резцы с прижатием краев языка к верхним зубам. Происходит выдвижение языка вперед и задвигание его внутрь.
- Упражнение «лошадка». Оно связано с совершением языком «цоканья», посредством присасывания языка к верхнему небу и совершению обратных движений в разном темпе.
- Упражнение «часы». Языком совершаются движения, подобные движению часового маятника – вправо, влево.
- Упражнение «варенье». Оно связано с облизыванием губ языком в разные стороны и в разных темпах.
- Упражнение «трубочка». Оно предполагает сворачивание языка в трубочку и совершение движений в разные стороны в данном положении.
Среди статических артикуляционных упражнений для языка можно выделить следующие:
- Упражнение «бегемот». Оно связано с фиксированием языка в статическом положении на нижней губе и совершении открытий и закрытий рта в определенном темпе.
- Упражнение «грибочек». Оно связано с фиксацией языка на верхнем небе и фиксации рта в открытом положении в течение определенного временного периода.
- Упражнение «птенец». Оно связано с имитацией выражения лица птенца: широкое открытие рта с выдвижением языка вперед, его расслаблением и фиксацией.
Упражнения для развития мышц щек
Артикуляционная гимнастика для мышц щек включает в себя следующие разновидности упражнений:
- Упражнение «шарик». Оно предполагает надувание щек и их сдувание через удар кулачками.
Упражнение «Хомячок». Оно имеет две разновидности реализации:
- Надувание щек и их удерживание в таком положении в течение определенного временного промежутка;
- Втягивание щек внутрь и их удержание в таком положении.
Упражнение «догонялки». Оно реализуется через поочередное надувание и сдувание щек. Они как будто догоняют друг друга.
- Упражнение «перекат». Оно требует использования конфет. Лучше всего взять леденцы, которые дети будут перекатывать во рту от одной щеки к другой.
Следует отметить, что гимнастику щек хорошо сочетать с массажем. Простое растирание щек стимулирует кровообращение и повышает продуктивность гимнастики.
Гимнастика для губ
В качестве основных упражнений, используемых для развития мышц губ, используются:
- Упражнение «улыбка». Оно предполагает растягивание губ в улыбку и стабилизация данного положения на несколько секунд.
- Упражнение «трубочка». Оно предполагает вытягивание губ в длинную трубочку и втягивание обратно. Совершается несколько повторений в течение двух-трех минут.
- Упражнение «забор». Оно основывается на установке зубов друг на друга. Для правильной реализации данного упражнения, детям предлагается погрызть морковку. Далее, губы разводятся в улыбку и стабилизируются в данном положении в течении нескольких секунд.
- Упражнение «кролик». Оно предполагает смыкание зубов и подъем верхней губы. Можно зафиксировать данное положение на определенный временной промежуток, а можно выполнить несколько повторений.
- Упражнение «рыбка». Оно предполагает совершение хлопков губами при их вытягивании.
- Упражнение «прятки». Оно предполагает прятанье губ внутрь рта. Губы приживаются к зубам, чтобы их не было видно, а зубы немного смыкаются.
Следует отметить, что проведение артикуляционной гимнастики должно носить регулярный характер. Временной период проведения гимнастики должен занимать не более пятнадцати минут, чтобы не переутомить ребенка и не снизить его интерес к упражнениям. Упражнения должны быть проведены в игровой форме.
На занятиях артикуляционной гимнастикой огромную роль играет видение ребенком себя и своих действий. Потому, актуально применение зеркала. Ну и естественно, выполнение упражнений должно детально демонстрироваться ребенку.