Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Аппликация в средней группе детского сада

Организация занятий аппликацией в средней группе ДОУ

Определение 1

Аппликация – это техника рукоделия, выполняемая посредством вырезания фигур, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и других материалов и наклеивания или нашивания их на материал-основу, то есть фон.

В начале учебного года у детей закрепляют навык раскладывания и наклеивания готовых форм. Основным усложнением заданий является развитие композиционных умений, то есть наклеивание форм в разных сочетаниях.

Композиция узора для средней группы все еще элементарная – заполняются углы, края, которые выделяются самой формой. Появляется новая более сложная задача – украсить центр формы.

Полезно использование карточек-схем, в которых отражены отдельные ступени выполнения образа, конкретных операций и приемов. Эти карточки дают детям больше самостоятельности в работе и в процессе устранения затруднений.

Необходимо формировать порядок выполнения работы: выложить узор (предмет или сюжет) на листе, а затем по очереди брать и наклеивать каждую деталь.

В предметном изображении на расположение элементов влияет содержание задания. Например, елочные бусы или флажки изображают на изогнутой нити, а части снеговика или пирамидки постепенно уменьшают в размерах.

Усложняют и композиционные задачи в процессе наклеивания предметов, выстроенных из нескольких отдельных частей. В изображение вводят больше деталей, так как дети в этом возрасте могут выделить из общей формы основные части, например, что дом состоит из окон и двери, снеговик – стоит на снегу, на голову ему нужно поместить шапку или ведро и пр.

Еще одно усложнение для средней группы представлено освоением навыка резания ножницами. Для этого необходима достаточно развитая координация движений руки, так как, чтобы получить четкую форму необходимо уметь ритмично действовать ножницами, а для этого необходимо освоить определенное положение пальцев.

«Аппликация в средней группе детского сада» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Приемы использования ножниц

К числу основных приемов резания ножницами относятся:

1 Резание по прямой линии:

* нарезание узких полосок поперек (билет в театр, цирк, чеки в магазин, окна 2-3-этажного дома, гирлянда из флажков);
* резание по диагонали – елочки, шалаши, косынки для матрешек, рыбки);
* срезание углов по косой (крыши, лодочки). 
  1. Вырезание округлых форм – сначала вырезают полукруг из прямоугольника или квадрата – шляпки для грибов, половинки мячей, затем – круги – мячи или воздушные шары.

При вырезании предметов с более сложным строением (снеговики, неваляшки), воспитатели подготавливают соответствующий ряд заготовок, чтобы передать размерные соотношения частей, а дети самостоятельно подбирают квадраты необходимого размера.

Коллективные сюжетные композиции выполняют совместно с воспитателями, на большом формате бумаги. Чтобы выразительно передать действия персонажей, меняют их положение головы, направление клюва. При беге – раздвигают ноги. Клюет – голову опускает вниз, а хвостик задирает кверху. В коллективных занятиях у детей идет развитие навыка совместной работы: дети ждут друг друга, уступают место, контролируют свои действия, а также действия соседа.

Для создания выразительных аппликационных работ в средней группе детского сада предлагают использование следующих приемов:

  • обрывание по контуру, подготавливающий базу для овладения детьми ножницами, так как идет формирование тех же умений – удерживание в поле зрения контура, следование по нему;
  • объемные аппликации из шариков и комочков бумаги;
  • использование ткани;
  • аппликации с использованием природных материалов.

Методические приемы обучения

Предварительная работа состоит из:

  • обследования по контуру;
  • дидактических игр;
  • рассматривания картинок, открыток и иллюстраций;
  • наблюдения окружающей действительности.

На занятии ведущим методом выступает информационно-рецептивный, то есть рассматривание и анализ предмета, а также вопросы воспитателя.

В средней группе рассматривание натуры не обязательно сопровождается демонстрацией образцов. Например, выполняя аппликацию неваляшки бывает достаточно проанализировать саму игрушку.

Анализируя образец, воспитатель задает вопросы, чем привлекает внимание к рассматриванию форм, из которых состоит предмет, цветам, пространственному расположению форм внутри узора.

Выполняя декоративные работы, воспитатель демонстрирует варианты конструкций и цветовых решений, расположения элементов для украшения предмета, например, квадратная салфетка узором из кругов и треугольников по всему краю или по углам и в середине.

В средней группе вводят вырезание, освоение техники работы с ножницами, демонстрация приемов вырезания, то есть информационно-рецептивный метод. Первые упражнения с ножницами проводят с небольшой группой детей 8-10 человек, чтобы легко отслеживать действия каждого ребенка и вовремя оказать ему помощь.

Демонстрацию должны сопровождать четкие словесные пояснения. В средней группе часто используется частичный показ приемов выполнения задания.

Демонстрация всего процесса изображения проводится, если изображение особенно сложное, например, если требуется собрать грузовик из отдельных частей. Способы составления трудных изображений педагог может демонстрировать на фланелеграфе или доске с использования легкого приклеивания частей. Приемы работы также демонстрируются и в том случае, когда вводят новый способ изготовления аппликаций обрыванием бумаги, чтобы изображать предметы неровной пушистой фактуры.

В всех случаях, когда приемы работы знакомы детям, воспитатель или дает частичную демонстрацию, или лишь объясняет задание, предоставив возможности самостоятельно выбирать детям приемы изображения.

Возрастает роль слова: чтобы передать образность или выразительность в работе, используют художественное слово – стихи, загадки, поговорки.

Индивидуальная помощь – демонстрация на своей заготовке.

Анализ работ проводят совместно с детьми, они самостоятельно называют причины неудач, плохое качество, сделанные ошибки.

Дата последнего обновления статьи: 17.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot