Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анализ программы предшкольной подготовки детей дошкольного возраста

Определение 1

Предшкольная подготовка – это специально организованный процесс обучения и воспитания, ориентированный на психическое развитие детей, формирование у них коммуникативных навыков и навыков иных видов деятельности, которые помогут упростить процесс социальной адаптации детей к новым условиям жизнедеятельности.

Проблема подготовки детей к школьному обучению является актуальной в педагогической науке текущего периода.

Система образования стремится сформировать психологическую готовность учащихся к школьному обучению. Это является приоритетным интересом государства, общества, родителей и педагогов. Это требует создания определенной системы обучения и разработки специальных программ дошкольного обучения, которые ориентированы на планомерную предшкольную подготовку детей 5-ти- 6-ти летнего возраста.

Система предшкольной подготовки

Система предшкольной подготовки ориентирована на формирование у детей мотивации к школьному обучению и развитие навыков самостоятельности.

Кроме того, предшкольная подготовка направлена на формирование у детей коммуникативных навыков и умений взаимодействовать в коллективе, общаться со взрослыми и сверстниками. Опыт социального взаимодействия дети приобретают в системе дошкольного образования, а также в подготовительных группах, где реализуется обучение по специальным программах предшкольной подготовки.

Программы предшкольного образования разрабатываются и реализуются с опорой на следующие принципы:

  1. Соответствие требований программы и прогнозируемых результатов ее освоения возрастным особенностям развития детей 5-6 летнего возраста.
  2. Учет индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.
  3. Постепенное развитие детей т.е. система знаний и навыков детей формируется постепенно.
  4. Формирование ситуации успеха эмоционально благополучного общения и взаимодействия с детьми.
«Анализ программы предшкольной подготовки детей дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Данные принципы могут быть реализованы и при обучении учащихся в домашних условиях. Но для этого, требуется специальная подготовка родителей, повышение уровня их педагогической компетенции и знаний динамики развития психических процессов.

Психологическая готовность детей к школьному обучению определяется качеством предшкольной подготовки и условиями воспитательной и образовательной деятельности, реализуемой в семье и ДОУ.

Функциональная роль программ предшкольной подготовки

Существует большое количество программ дошкольного обучения, ориентированных на подготовку детей к школьному обучению. В ходе аналитического исследования данных программ, были выявлены особенности их реализации и определено их значение в дошкольном образовательном процессе.

Программы предшкольной подготовки выполняют следующие функции:

  1. Преемственность между дошкольным этапом образования и этапом начального школьного обучения.
  2. Обеспечение одинакового уровня подготовки каждого ребенка к школе. Этого не всегда возможно добиться в системе ДОУ, поскольку, количество детей, посещающих детские сады, невелико.
  3. Уход от дублирования программ начального школьного обучения. Ребенка требуется подготовить к школе, сформировать принятие новой деятельности – учебной. Но давать им знания, которые они должны получить на этапе школьного обучения не нужно.
  4. Обеспечение сохранности здоровья детей, готовящихся к обучению в школе. Это реализуется за счет опоры на здоровьесберегающие технологии при изучении программ предшкольной подготовки.

Разновидности программ предшкольной подготовки и их направленность

В настоящее время имеется большое количество программ предшкольной подготовки. Они ориентированы на личностное развитие дошкольников, формирование у детей активной жизненной позиции и уверенности в своих силах. Все это необходимо для упрощения процесса адаптации к школьному обучению и создания комфортного психологической среды обучения подрастающего поколения.

Каждая программа предшкольного обучения направлена на социальное и личностное развитие детей 5-6 летнего возраста.

В ДОУ и группах специального предшкольного обучения применяются следующие программы предшкольной подготовки:

  1. Программы «Детство» и «Истоки». Они направлены на включение ребенка в мир социальных отношений, принятие ребенком себя и своих умений, формирование собственных взглядов и убеждений и их сопоставление с культурными ценностями и социальными нормами;
  2. Программы «Радуга» и «Школа». Они ориентированы на полноценную реализацию задач предшкольной подготовки, установленных ФГОС, а также включают в себя несколько направлений развития личности ребенка и, по каждому направлению, реализуется отдельное обучение т.е. занятия проходят по отдельным курсам и блокам;
  3. Программа «Развитие». Данная программа направлена на создание условий для саморазвитие ребенка и его самоподготовку. Детям дается свобода творчества, свобода самовыражения. Они занимаются теми видами деятельности, которые им по душе, которые им интересны, а также учатся общаться и сотрудничать в коллективе. Иными словами, данная программа рассчитана на формирование коммуникативных навыков дошкольников и их творческое развитие;
  4. Программа «Сообщество». Они содержит методические рекомендации социального и личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста. В ней не имеется конкретных познавательных направлений деятельности. В большей степени она ориентирована на развитие у детей навыков общения и взаимодействия;
  5. Программа «Дошкольник». Она реализуется по нескольким направлениям развития ребенка: речевое развитие, формирование математических навыков, подготовка к усвоению грамматики и подготовка к освоению основ чтения.

Программы предшкольной подготовки не ориентированы на формирование конкретных навыков деятельности, как это предусмотрено программами начального школьного обучения. Они направлены на развитие у детей навыков обучения в различных формах. Как правило, в них используется игровая форма обучения, но, может быть реализована исследовательская и экспериментальная деятельность детей.

Дата последнего обновления статьи: 11.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot