Предшкольная подготовка – это специально организованный процесс обучения и воспитания, ориентированный на психическое развитие детей, формирование у них коммуникативных навыков и навыков иных видов деятельности, которые помогут упростить процесс социальной адаптации детей к новым условиям жизнедеятельности.
Проблема подготовки детей к школьному обучению является актуальной в педагогической науке текущего периода.
Система образования стремится сформировать психологическую готовность учащихся к школьному обучению. Это является приоритетным интересом государства, общества, родителей и педагогов. Это требует создания определенной системы обучения и разработки специальных программ дошкольного обучения, которые ориентированы на планомерную предшкольную подготовку детей 5-ти- 6-ти летнего возраста.
Система предшкольной подготовки
Система предшкольной подготовки ориентирована на формирование у детей мотивации к школьному обучению и развитие навыков самостоятельности.
Кроме того, предшкольная подготовка направлена на формирование у детей коммуникативных навыков и умений взаимодействовать в коллективе, общаться со взрослыми и сверстниками. Опыт социального взаимодействия дети приобретают в системе дошкольного образования, а также в подготовительных группах, где реализуется обучение по специальным программах предшкольной подготовки.
Программы предшкольного образования разрабатываются и реализуются с опорой на следующие принципы:
- Соответствие требований программы и прогнозируемых результатов ее освоения возрастным особенностям развития детей 5-6 летнего возраста.
- Учет индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.
- Постепенное развитие детей т.е. система знаний и навыков детей формируется постепенно.
- Формирование ситуации успеха эмоционально благополучного общения и взаимодействия с детьми.
Данные принципы могут быть реализованы и при обучении учащихся в домашних условиях. Но для этого, требуется специальная подготовка родителей, повышение уровня их педагогической компетенции и знаний динамики развития психических процессов.
Психологическая готовность детей к школьному обучению определяется качеством предшкольной подготовки и условиями воспитательной и образовательной деятельности, реализуемой в семье и ДОУ.
Функциональная роль программ предшкольной подготовки
Существует большое количество программ дошкольного обучения, ориентированных на подготовку детей к школьному обучению. В ходе аналитического исследования данных программ, были выявлены особенности их реализации и определено их значение в дошкольном образовательном процессе.
Программы предшкольной подготовки выполняют следующие функции:
- Преемственность между дошкольным этапом образования и этапом начального школьного обучения.
- Обеспечение одинакового уровня подготовки каждого ребенка к школе. Этого не всегда возможно добиться в системе ДОУ, поскольку, количество детей, посещающих детские сады, невелико.
- Уход от дублирования программ начального школьного обучения. Ребенка требуется подготовить к школе, сформировать принятие новой деятельности – учебной. Но давать им знания, которые они должны получить на этапе школьного обучения не нужно.
- Обеспечение сохранности здоровья детей, готовящихся к обучению в школе. Это реализуется за счет опоры на здоровьесберегающие технологии при изучении программ предшкольной подготовки.
Разновидности программ предшкольной подготовки и их направленность
В настоящее время имеется большое количество программ предшкольной подготовки. Они ориентированы на личностное развитие дошкольников, формирование у детей активной жизненной позиции и уверенности в своих силах. Все это необходимо для упрощения процесса адаптации к школьному обучению и создания комфортного психологической среды обучения подрастающего поколения.
Каждая программа предшкольного обучения направлена на социальное и личностное развитие детей 5-6 летнего возраста.
В ДОУ и группах специального предшкольного обучения применяются следующие программы предшкольной подготовки:
- Программы «Детство» и «Истоки». Они направлены на включение ребенка в мир социальных отношений, принятие ребенком себя и своих умений, формирование собственных взглядов и убеждений и их сопоставление с культурными ценностями и социальными нормами;
- Программы «Радуга» и «Школа». Они ориентированы на полноценную реализацию задач предшкольной подготовки, установленных ФГОС, а также включают в себя несколько направлений развития личности ребенка и, по каждому направлению, реализуется отдельное обучение т.е. занятия проходят по отдельным курсам и блокам;
- Программа «Развитие». Данная программа направлена на создание условий для саморазвитие ребенка и его самоподготовку. Детям дается свобода творчества, свобода самовыражения. Они занимаются теми видами деятельности, которые им по душе, которые им интересны, а также учатся общаться и сотрудничать в коллективе. Иными словами, данная программа рассчитана на формирование коммуникативных навыков дошкольников и их творческое развитие;
- Программа «Сообщество». Они содержит методические рекомендации социального и личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста. В ней не имеется конкретных познавательных направлений деятельности. В большей степени она ориентирована на развитие у детей навыков общения и взаимодействия;
- Программа «Дошкольник». Она реализуется по нескольким направлениям развития ребенка: речевое развитие, формирование математических навыков, подготовка к усвоению грамматики и подготовка к освоению основ чтения.
Программы предшкольной подготовки не ориентированы на формирование конкретных навыков деятельности, как это предусмотрено программами начального школьного обучения. Они направлены на развитие у детей навыков обучения в различных формах. Как правило, в них используется игровая форма обучения, но, может быть реализована исследовательская и экспериментальная деятельность детей.