Педагогический опыт: сущность и разновидности
Педагогический опыт – это процесс усвоения и практического воплощения педагогом различных методик, принципов и способов организации педагогической деятельности, осуществляемый в рамках определенного временного периода, месторасположения и условий реализации.
Понятие педагогический опыт достаточно объемное. Оно включает в себя следующие разновидности:
- Исторический педагогический опыт – итоги протекания педагогического процесса, его теоретическое обеспечение на всех этапах общественного развития.
- Массовый педагогический опыт – итоги протекания педагогической деятельности и ее теоретическое обеспечение, которое применяется большинством педагогов в своей профессиональной деятельности.
- Передовой педагогический опыт – это применение в практической педагогической деятельности лучших достижений теории и практики педагоги, как текущего временного периода, так и раннего этапа развития.
- Новаторский педагогический опыт – использование современных воспитательных средств и новаторских идей, методов и технологий организации учебно-воспитательной деятельности. Он включает себя обязательно что-то новое, прогрессивное, авторские открытия, новые разработки, изобретения.
В процессе педагогической деятельности находит активное применение передовой педагогический опыт. Его использование помогает повысить качество, предоставляемых услуг обучения и воспитания, упростить организацию учебно-воспитательной деятельности, повысить педагогическую продуктивность, улучшить коллективные взаимоотношения в профессиональной педагогической среде.
Носителями передового педагогического опыта выступают непосредственно педагоги. Они могут внести в процесс новаторские идеи, предложить способы и приемы организации учебно-воспитательной работы, которые поднимут качество обучения. Педагогическое мастерство играет огромное значение для успешного протекания учебно-воспитательной деятельности. в своей деятельности, педагог может и не использовать каких-то новаторских методик, но умелое применение, существующих принципов и технологий организации педагогического процесса позволяет выдвинуть работу педагога на первый план и утвердить ее в качестве образца для подражания. Таким образом, педагогический опыт становится передовым.
Виды передового педагогического опыта
Передовой педагогический опыт – это мастерство педагога, основанное на применении им технологий организации учебно-воспитательной деятельности в практической деятельности, внедрении новшеств в педагогический процесс, разработка новых путей реализации оптимального и продуктивного педагогического процесса, что в итоге приводит к улучшению предоставляемых образовательных услуг, интенсивному развитию и совершенствованию образовательной сферы.
Передовой педагогический опыт бывает:
- Комплексный – реализуется за счет совмещения процессов обучения и воспитания;
- Коллективный – опыт какого-то педагогического коллектива, ученых, научных объединений;
- Индивидуальный – опыт отдельного ученого, исследователя педагогической деятельности, отдельного педагога;
- Исследовательский или новаторский – разработки новшеств и опыт их внедрения в учебно-воспитательную деятельность;
- Научный или эмпирический – опыт, отличающийся в зависимости от его научного подкрепления, научного содержания;
- Краткосрочный и долгосрочный – опыт, применяемый в практике образовательной деятельности достаточно длительный временной период или короткое время;
- Психолого-педагогический – опыт, построенный на интеграции научных теорий и принципов и их практического применения.
Критерии анализа педагогического опыта
Проведение мониторинга педагогической деятельности, оценки его качества и эффективности, выделения и обоснования передового педагогического опыта требует установку определенных параметров, показателей, которые отражают признаки различных объектов и процессов учебно-воспитательной деятельности, степень их проявления и качество, результативность их использования. Эти параметры позволяют сформировать оптимальные и достоверные критерии, без которых не актуален анализ педагогического опыта деятельности.
Рисунок 1. Анализ педагогического опыта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Среди критериев анализа педагогического опыта выделяют следующие:
- Обязательное соответствие педагогического опыта деятельности общественным требованиям, заказу социума. Педагогический процесс должен подстраиваться под общественные тенденции развития, а деятельность педагога переориентироваться в соответствии с социальными требованиями и необходимостью совершенствования способов обучения и воспитания.
- Педагогический процесс должен быть качественным, продуктивным и достигать необходимых обществу и образовательной системе результатов. Итогами протекания учебно-воспитательной деятельности должны стать: достижение целевого назначения обучения и воспитания, высокое качество образования, повышение уровня развития личности, ускорение темпов усвоения знаний и навыков. Чтобы опыт педагогов отвечал требованиям передового опыта, итоги работы отдельного педагога должны значительно преобладать над итогами работы иных педагогов, педагогических коллективов, раннего этапа развития образовательной системы, отдельного учреждения образования.
- Средства, применяемые в учебно-воспитательной деятельности, а также кадровые ресурсы и трудовой потенциал должны расходоваться в умеренном количестве, являющемся оптимальным для достижения положительных тенденций в обучении, воспитании и развитии. Трудовая деятельность педагога не должна быть спокойной и напряженной, а также недопустимо, чтобы она наносила вред здоровью педагога и воспитанников.
- Все итоги учебной деятельности должны быть устойчивыми в течении определенного временного периода. Результаты деятельности должны быть сохранены на установленном уровне при изменении условий реализации учебного процесса. Кроме того, результаты должны быть положительными, развиваться и совершенствоваться.
- Обязательное использование новшеств. Педагогический процесс должен развиваться и идти в ногу со временем. Поэтому, педагог должен применять опыт, который характеризуется наличием в нем новшеств, инновационных идей, научных открытий, творческого компонента.
- Педагогический опыт должен быть актуальным в данный временной момент и иметь возможность быть примененным в дальнейшем.