Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анализ педагогического опыта работы

Педагогический опыт: сущность и разновидности

Определение 1

Педагогический опыт – это процесс усвоения и практического воплощения педагогом различных методик, принципов и способов организации педагогической деятельности, осуществляемый в рамках определенного временного периода, месторасположения и условий реализации.

Понятие педагогический опыт достаточно объемное. Оно включает в себя следующие разновидности:

  • Исторический педагогический опыт – итоги протекания педагогического процесса, его теоретическое обеспечение на всех этапах общественного развития.
  • Массовый педагогический опыт – итоги протекания педагогической деятельности и ее теоретическое обеспечение, которое применяется большинством педагогов в своей профессиональной деятельности.
  • Передовой педагогический опыт – это применение в практической педагогической деятельности лучших достижений теории и практики педагоги, как текущего временного периода, так и раннего этапа развития.
  • Новаторский педагогический опыт – использование современных воспитательных средств и новаторских идей, методов и технологий организации учебно-воспитательной деятельности. Он включает себя обязательно что-то новое, прогрессивное, авторские открытия, новые разработки, изобретения.

В процессе педагогической деятельности находит активное применение передовой педагогический опыт. Его использование помогает повысить качество, предоставляемых услуг обучения и воспитания, упростить организацию учебно-воспитательной деятельности, повысить педагогическую продуктивность, улучшить коллективные взаимоотношения в профессиональной педагогической среде.

Носителями передового педагогического опыта выступают непосредственно педагоги. Они могут внести в процесс новаторские идеи, предложить способы и приемы организации учебно-воспитательной работы, которые поднимут качество обучения. Педагогическое мастерство играет огромное значение для успешного протекания учебно-воспитательной деятельности. в своей деятельности, педагог может и не использовать каких-то новаторских методик, но умелое применение, существующих принципов и технологий организации педагогического процесса позволяет выдвинуть работу педагога на первый план и утвердить ее в качестве образца для подражания. Таким образом, педагогический опыт становится передовым.

«Анализ педагогического опыта работы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Виды передового педагогического опыта

Передовой педагогический опыт – это мастерство педагога, основанное на применении им технологий организации учебно-воспитательной деятельности в практической деятельности, внедрении новшеств в педагогический процесс, разработка новых путей реализации оптимального и продуктивного педагогического процесса, что в итоге приводит к улучшению предоставляемых образовательных услуг, интенсивному развитию и совершенствованию образовательной сферы.

Передовой педагогический опыт бывает:

  1. Комплексный – реализуется за счет совмещения процессов обучения и воспитания;
  2. Коллективный – опыт какого-то педагогического коллектива, ученых, научных объединений;
  3. Индивидуальный – опыт отдельного ученого, исследователя педагогической деятельности, отдельного педагога;
  4. Исследовательский или новаторский – разработки новшеств и опыт их внедрения в учебно-воспитательную деятельность;
  5. Научный или эмпирический – опыт, отличающийся в зависимости от его научного подкрепления, научного содержания;
  6. Краткосрочный и долгосрочный – опыт, применяемый в практике образовательной деятельности достаточно длительный временной период или короткое время;
  7. Психолого-педагогический – опыт, построенный на интеграции научных теорий и принципов и их практического применения.

Критерии анализа педагогического опыта

Проведение мониторинга педагогической деятельности, оценки его качества и эффективности, выделения и обоснования передового педагогического опыта требует установку определенных параметров, показателей, которые отражают признаки различных объектов и процессов учебно-воспитательной деятельности, степень их проявления и качество, результативность их использования. Эти параметры позволяют сформировать оптимальные и достоверные критерии, без которых не актуален анализ педагогического опыта деятельности.

Анализ педагогического опыта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Анализ педагогического опыта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Среди критериев анализа педагогического опыта выделяют следующие:

  1. Обязательное соответствие педагогического опыта деятельности общественным требованиям, заказу социума. Педагогический процесс должен подстраиваться под общественные тенденции развития, а деятельность педагога переориентироваться в соответствии с социальными требованиями и необходимостью совершенствования способов обучения и воспитания.
  2. Педагогический процесс должен быть качественным, продуктивным и достигать необходимых обществу и образовательной системе результатов. Итогами протекания учебно-воспитательной деятельности должны стать: достижение целевого назначения обучения и воспитания, высокое качество образования, повышение уровня развития личности, ускорение темпов усвоения знаний и навыков. Чтобы опыт педагогов отвечал требованиям передового опыта, итоги работы отдельного педагога должны значительно преобладать над итогами работы иных педагогов, педагогических коллективов, раннего этапа развития образовательной системы, отдельного учреждения образования.
  3. Средства, применяемые в учебно-воспитательной деятельности, а также кадровые ресурсы и трудовой потенциал должны расходоваться в умеренном количестве, являющемся оптимальным для достижения положительных тенденций в обучении, воспитании и развитии. Трудовая деятельность педагога не должна быть спокойной и напряженной, а также недопустимо, чтобы она наносила вред здоровью педагога и воспитанников.
  4. Все итоги учебной деятельности должны быть устойчивыми в течении определенного временного периода. Результаты деятельности должны быть сохранены на установленном уровне при изменении условий реализации учебного процесса. Кроме того, результаты должны быть положительными, развиваться и совершенствоваться.
  5. Обязательное использование новшеств. Педагогический процесс должен развиваться и идти в ногу со временем. Поэтому, педагог должен применять опыт, который характеризуется наличием в нем новшеств, инновационных идей, научных открытий, творческого компонента.
  6. Педагогический опыт должен быть актуальным в данный временной момент и иметь возможность быть примененным в дальнейшем.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 15.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot