Современные образовательные технологии в ДОУ
Педагогические технологии в ДОУ – это комплекс приемов, которые применяются в детских садах с целью реализации государственных стандартов дошкольного образования.
Одной из важнейших сторон педагогической технологии дошкольного образования является отношение к воспитаннику со стороны педагогов.
Положение в общении с воспитанником, которое занимает педагог, характеризуется как «не рядом, не над ним, а вместе!».
Цель педагогической технологии дошкольного образования – оказание содействия в становлении личности каждого воспитанника.
Таким образом, педагогическая технология дошкольного образования представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, которые определяют компоновку и специальный набор форм, методов, приемов обучения и воспитания.
Именно современная педагогическая технология является одним из наиболее эффективных инструментов воспитателя ДОУ.
Основными критериями педагогической технологии являются:
- Системность – предполагает обязательное наличие всех признаков системы (логика, взаимосвязь элементов, целостность).
- Концептуальность – предусматривает опору на конкретную научную концепцию, которая обосновывает необходимость достижения воспитательно-образовательных целей.
- Управляемость – направлена осуществление диагностирования целей воспитания и обучения, планирование и проектирование педагогического процесса, возможности вариативности используемых методов и средств, с целью корректировки результатов.
- Эффективность – предусматривает гарантированное получение ожидаемого результата воспитания и обучения, его соответствие произведенным затратам.
- Воспроизводимость – возможность воспроизведения педагогической технологии в различных образовательных учреждениях, гарантированная эффективности в руках любого педагога, вне зависимости от его опыта и профессионального мастерства.
В настоящее время взаимодействие всех субъектов педагогического процесса дошкольного учреждения осуществляется на основании современных образовательных технологий.
Анализ педагогических технологий дошкольного образования и их применения
В педагогическом процессе ДОУ применяются следующие педагогические технологии.
Здоровьесберегающие технологии – направлены на обеспечение сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, формирование у детей необходимых знаний и умений, а также навыков ЗОЖ.
Здоровьесберегающие технологии предусматривают всестороннее воздействие воспитателя на здоровье каждого воспитанника ДОУ, на различных уровнях (информационный, психологический, биоэнергетический).
Значимость здоровьесберегающих технологий состоит в том, что в современном мире очень важно как можно раньше выстроить правильную и четко функционирующую систему формирования и укрепления здоровья.
Непосредственно в ДОУ, применяют следующие виды здоровьесберегающих технологий:
- медико-профилактические – направлены на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста под непосредственным руководством медицинского персонала, с использованием специализированных средств;
- физкультурно-оздоровительные – направлены на укрепление здоровья воспитанников ДОУ и их всестороннее физическое развитие, с использованием специальных методов и средств (закаливание, гимнастика и т.д.);
- обеспечение каждому воспитаннику социально-психологического благополучия;
- расширение и совершенствование знаний воспитателей по сохранению и укреплению здоровья у детей;
- образовательные – предполагают формирование культуры здоровья воспитанников;
- формирование у детей навыков ЗОЖ.
Технологии проектной деятельности – направлены на всестороннее развитие и обогащение социального и личностного опыта воспитанников, путем их включения в межличностное взаимодействие.
Использование проектной деятельности в ДОУ способствует выявлению творческой направленности у воспитанников и ее последующему успешному развитию.
Выделяют следующие виды проектов, которые могут быть использованы в ДОУ:
- игровые – самостоятельная и организованная игровая деятельность детей в группе или во время прогулки;
- экскурсионные – предполагают исследование и анализ проблем окружающей природы, общественной жизни, экологии и т.д.;
- повествовательные – осуществляются в виде устных докладов, которые дети готовят самостоятельно, учат передавать свои чувства, мысли и идеи в устной форме;
- конструктивные – предусматривают самостоятельное создание ребенком конкретного продукта, имеющего определенную полезность.
Педагогическая технология исследовательской деятельности – направлена на формирование у воспитанников ведущих ключевых компетенций, развитие способности к исследовательскому типу мышления.
Педагогические технологии исследовательской деятельности в ДОУ, подразумевают использование следующих приемов и методов:
- организованные эвристические беседы;
- постановка и последующее решение проблемных вопросов и ситуаций;
- организация педагогического наблюдения;
- моделирование;
- практические опыты.
Информационно-коммуникационные педагогические технологии – направлены на освоение воспитанниками знаний и умений, необходимых для успешного существования в рамках современного информатизированного общества.
Организация информационно-коммуникационных педагогических технологий в ДОУ, ставит перед воспитателями ряд задач:
- организация педагогического процесса в соответствии с современными требованиями общества и государства;
- быть для каждого воспитанника проводником в мир информационно-коммуникационных технологий;
- формировать у воспитанников основы личной информационной культуры.