Нормативно-правовое обеспечение деятельности образовательной организации – это совокупность юридической документации, законов и нормативных актов, подтверждающих лицензирование деятельности образовательного заведения, его аттестацию и аккредитацию, утверждающих организационные нормы деятельности учреждения, управления и контроля за этой деятельностью.
Деятельность любой образовательной организации имеет свое нормативно-правовое обеспечение, которое отражает организационные и юридические основы деятельности образовательной организации.
Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования можно представить, как комплекс программ по построению, реализации, развитию и контролю образовательной деятельности на конкретном уровне.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности профессионального обучения реализуется на нескольких уровнях:
- Международный уровень.
- Федеральный уровень.
- Региональный уровень.
- Муниципальный уровень.
- Локальный уровень.
Федеральные нормативно-правовые основы деятельности образовательных учреждений профессионального уровня обучения
Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования на федеральном уровне осуществляется:
- ФЗ «Об образовании». В нем закрепляется право каждого гражданина РФ на получение образования, определяются его цели, задачи, содержание и принципы реализации;
- ФГОС среднего профессионального и высшего образования по профессиям и специальностям, утвержденным Министерством образования и науки РФ;
- Постановлениями Правительства РФ;
- Приказами Миноборонауки, определяющими порядок организации и практической деятельности по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования;
- Федеральными программами развития профессионального образования разных уровней и направлений на долгосрочную и краткосрочную перспективу.
Федеральное законодательство в области нормативного регулирования деятельности профессиональной системы образования базируется, прежде всего, на положения Конституции РФ, определяющей права граждан на получения образования, независимо от их половой принадлежности, расы, национальности, возраста, ограниченных возможностей развития.
Федеральные нормативно-правовые акты принимаются в соответствии с международными документами, регулирующими образовательную деятельность. К ним относятся «Декларация прав ребенка», «Конвенция ООН о правах ребенка». Законодательство страны не может противоречить, утвержденным в данных документах нормам, определяющим права детей на образование, свободу выбора его содержания, права на защиту своих интересов и т.д.
Закон «Об образовании» утверждает права каждого гражданина на получения профессионального образования, выбранного им уровня. Каждый может претендовать на бесплатное обучение по программам профессионального образования, в случае прохождения конкурса.
Содержание образовательных программ, объем учебной нагрузки, количество часов, отведенных на изучение конкретного курса, темы, порядок деятельности учреждений профессионального образования утверждается федеральными государственными образовательными стандартами.
Эти стандарты определяют сроки обучения по программам среднего специального и высшего профессионального образования, количество часов по учебным циклам каждой специальности, часов, отводимым на изучение отдельной дисциплины, определяют наименование дисциплин общепрофессионального цикла, а также узкой профессиональной направленности, количество обучающихся на платной и бесплатной основе по каждой специальности, продолжительность обучения, требования к уровню подготовки учащихся, достигнутого по итогам обучения на определенном курсе среднего профессионального и высшего образования.
Приказы Миноборнауки РФ, которые были приняты 19. 12. 2013 года, утверждают порядок деятельности учреждений высшего образования по программам бакалавриата, магистратуры и специалитета. В этой нормативной документации отражаются требования к содержанию и разделам образовательной программы.
Образовательные программы профессионального обучения
Образовательные программы, утвержденные стандартом, состоят из двух частей: базовая часть и вариативная часть.
Базовая часть является обязательной для каждой специальности и состоит из следующих компонентов:
- Модули и практики, утвержденные ФГОС;
- Модули и практики, утвержденные учреждением профессионального образования;
- Государственная аттестация, организуемая для проверки и оценки усвоенных учащимися знаний и компетенций.
Что касается вариативной части образовательной программы, то в ней отражается содержание модулей, ориентированных на углубление компетенций учащихся и изучения дополнительный компетенций, не предусмотренных ФГОС, но вводимых учреждением профессионального образования. Вариативная часть и ее содержание формируется, исходя их ориентации образовательной программы по той или иной специальности и программе профессионального обучения.
Кроме того, образовательная программа может включать дополнительную часть, содержащую специальные модули обучения, ориентированные на лиц с ограниченными возможностями и инвалидов. Таким образом, происходит реализация инклюзивного профессионального образования.
Программы профессионального обучения и раздел, касающийся фондов оценочных средств, требуемых для проведения промежуточных аттестаций и итоговой аттестации. Именно этот раздел является значимым для контроля за качеством обучения учреждением профессионального образования. В нем отражены критерии оценки компетенций учащихся, этапы контроля, контрольные задания, методические инструкции по проведению контроля и оценки знаний и навыков учащихся.
Нормативно-правовое обеспечение профессионального обучения на локальном уровне
На этом уровне происходит нормативное регулирование деятельности учреждения профессионального образования на основании юридических актов, принятых самим учреждением. При этом, локальные нормативные акты:
- Должны включать правила и особенности построения взаимоотношений образовательной организации с иными институтами и регламентировать иную деятельность образовательного заведения, не запрещенную законом;
- Должны иметь форму приказов, содержащих положения, правила, порядки и инструкции по различным направлениям образовательной деятельности учреждения профессионального образования;
- Нормативные акты, издаваемые организацией, должны носить необходимый и обязательный характер.
К локальным актам учреждения профессионального образования относится, прежде всего, Устав учреждения. Именно он определяет основы управления его деятельностью и порядок организации образовательного процесса, а также регламентирует деятельность и взаимоотношения преподавательского состава.
Каждое учреждение профессионального образования составляет свою программу обучения. Она составляется на основе образовательной программы региона или муниципалитета и в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов.