Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анализ художественного произведения на уроке чтения

Методика чтения и анализа художественного произведения

Базируясь на литературоведческих закономерностях построения художественного произведения, психологии восприятия художественных произведений учениками начальной школы, а также на непосредственных методических положениях, касающихся чтения художественных произведений в начальных классах, современная методика чтения выделяет три ступени работы над художественным произведением:

  • первичный синтез;
  • анализ;
  • вторичный синтез.

Ведущая деятельность учеников под руководством учителя – анализ произведения. Он должен превратиться в центральное звено урока классного чтения. Анализ идет за первичным синтезом произведения, основанном на первичном восприятии текста.

Первичное восприятия текста

Первичное восприятие обычно обеспечивается таким приемом, как чтение вслух учителем. При чтении учителем, дети закрывают книги, их внимание полностью сосредоточено на слушании произведения и сопереживании учителю-чтецу. Выбор данного приема для первичного восприятия аргументирован несовершенным навыком чтения у детей начальной школы. На поздних этапах обучения чтению, в 3-4 классах, можно использовать и ряд других приемов:

  • чтение текста отдельными детьми;
  • чтение текста детьми по цепочке;
  • комбинированное чтение – когда учитель и учащиеся читают текст по очереди.

Иногда для первичного восприятия лучше использовать аудиозапись чтения текста мастером художественного слова. Но тут нужно учитывать несколько обстоятельств: не использовать грамзаписи, если произведение детям абсолютно незнакомо, не стоит демонстрировать чтение артиста, если его понимание произведения не совпадает с пониманием учителя, чем создается ряд дополнительных трудностей с последующим анализом.

Проверка первичного восприятия – это процесс уяснения учителем эмоциональной реакции детей на произведение и их понимание общего смысла произведения. Самым удобным приемом для этого является беседа. Но в нее нельзя включать вопросы, которые выясняют подтекст произведения, она должна прояснять и закреплять первичные читательские впечатления детей.

Ответы детей должны продемонстрировать качество их восприятия произведения и стать ориентиром при анализе произведения. В отдельных случаях такую беседу может завершать проблемный вопрос.

«Анализ художественного произведения на уроке чтения » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Анализ художественного произведения на уроках чтения

Анализ художественного произведения ведут по логически законченным частям. Эти части определяются учителем на основании содержания и структуры произведения. Каждую часть читает вслух вызванный ученик, а другие дети следят за чтением по книге. После чтения организуется аналитическая деятельность, чтобы дети могли понять смысл произведения, при этом разбор текста осуществляют на трех уровнях:

  • фактическом;
  • идейном;
  • собственном отношении к читаемому.

Самым распространенным приемом анализа выступает постановка вопросов к прочитанной части. Благодаря вопросам дети уясняют факты произведения, осмысливают их с позиции идейной направленности произведения, то есть на данном этапе происходит понимание причинно-следственных связей, осознание позиции автора, а также выработка собственного отношения к прочитанному.

Помимо постановки вопросов, при анализе можно использовать и многие другие приемы, например, выборочное чтение, словесное рисование, а в отдельных случаях и чтение по ролям. Кроме того, 3-4 классах ставить вопросы к тексту могут сами ученики. Этот прием может демонстрировать учителю глубину понимания текста детьми.

Обязательный элемент анализа каждой части произведения – словарная работа. Уточнение лексического значения слова проясняет содержание, включая воссоздающее воображение детей, помогая уяснять авторское отношение к изображаемым событиям.

Вторичный синтез

Вторичный синтез – это работа, предполагающая обобщение деятельности по анализу произведения, его перечитывание и выполнение детьми творческих заданий по следам прочитанного.

Обобщение предполагает уточнение идеи произведения и помощь детям в процессе осмысления их читательской позиции. Обычно на этом этапе используют следующие приемы работы:

  • беседу;
  • выборочное чтение;
  • соотнесение идеи произведения и пословицы;
  • заключительное слово учителя.

Перечитывание – это особый вид читательской деятельности. Если произведение коснулось чувств читателя, вызвало у него ряд размышлений, то после завершения чтения к него будет потребность возвращаться к прочитанному снова и снова, воссоздавая в своем воображении ряд отдельных эпизодов, перечитывая понравившиеся отрывки.

Если читатель неопытный, такую потребность у него нужно воспитывать, вызывая у него смутное желание снова пережить произведение. Но учитель должен помнить, что простое перечитывание без цели не будет увлекать младших школьников. Обращение к тексту необходимо оправдать сформулированной новой задачей, например, подготовиться к чтению по ролям, пересказу, выразительному чтению, отобрать материал для характеристики главных героев.

Также возможно использование творческих работ учеников по следам прочитанного, предполагающих работу детей с текстом произведения, в которой будет реализовано их собственное художественное отношение к прочитанному. Такую деятельность организует учитель как на уроке, превращая ее в органическое продолжение работы на этапе перечитывания, так и вне урока, придавая деятельности уникальную специфику.

Дата последнего обновления статьи: 17.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot