Структура аналитической справки
Аналитическая справка – это документ объемом от 5 до 10 страниц. Он содержит информацию по конкретному вопросу, а также наглядные материалы, облегчающие ее восприятие (схемы, таблицы, графики, диаграммы и пр.).
Содержание аналитической справки зависит от предмета и конкретной темы, но ее структура в целом едина для любой дисциплины. Так, в нее входят:
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- основная часть;
- выводы.
В карте эксперта обязательно указывают ФИО учителя, полное название образовательного учреждения, класс, в котором проводится анализируемый урок, название учебного предмета, автора УМК или учебника, тему урока, дату посещения.
Аналитическая справка урока физкультуры
Аналитическая справка для урока физкультуры состоит из нескольких частей:
- Гигиенические условия проведения занятия, то есть график проветриваний, влажной уборки, состояние одежды и обуви учителя и учеников. Перед началом урока физкультуры необходимо провести проветривание помещения. Одежда детей должна быть продуманной и соответствующей занятию. Дети должны быть одеты в форму, общепринятую в рассматриваемой школе. Одежда учителя физкультуры или физинструктора также должна полностью соответствовать этике физкультурного занятия.
- Подготовка к занятию. Учитель физкультуры должен тщательно подходить к подготовке своего занятия: подготовить план-конспект НОД, заранее подготовить необходимый инвентарь для ОРУ, а также снаряды для ОВД. При необходимости, педагог подготавливает музыкальное сопровождение для каждого этапа занятия.
- Структура занятия. В структуре урока физкультуры отмечается наличие подготовительной части (ОРУ, ходьба и бег), основной части (ОВД), заключительной части (гимнастика расслабления и рефлексия).
- Организация детей на занятии. На занятии рекомендовано использовать групповую и поточную форму организации детей.
Методы и приемы, используемые педагогом:
- словесные, состоящие из указаний, распоряжений, команд, бесед;
- наглядные, включающие показ, имитацию, аудио-ориентиры;
- практические, состоящие из упражнений, конкретных заданий, игровых приемов, поддержки и помощи.
Физическая нагрузка, то есть дозирование упражнений, двигательная активность детей, моторная насыщенность урока, чередование упражнений и отдыха, правильное дыхание, обеспечение эмоционально-волевой сферы и пр. Соответствующая методике физическая нагрузка может быть представлена следующим образом:
- 8 ОРУ и 3 ОВД;
- высокая двигательная активность учеников на уроке;
- высокая моторная насыщенность урока;
- грамотное чередование упражнений и отдыха;
- правильное дыхание – учитель акцентирует внимание на правильности дыхания детей, давая словесные указания по выполнению вдоха и выдоха;
- обеспечение высокого волевого настроя на качественное выполнение каждого задания, а также на достижение поставленных задач.
Использование физкультурного оснащения, атрибутов, пособий и их целесообразность. Для ОРУ могут использоваться только гимнастические коврики, так как учитель может базироваться на популярной сейчас методике Ефименко Н.Н. и внедрить элементы хатха-йоги. Для ОВД могут использоваться гимнастические скамейки, мешки с песком и гимнастические обручи. Все перечисленное оборудование должно использоваться целесообразно и в соответствии с его назначением.
- Проявление творчества со стороны учителя и детей во время проведения занятия. Учитель во время проведения ОВД дает возможность творчески подходить к упражнениям, предоставляя детям возможность самостоятельного определения способа пройти по гимнастической скамье.
- Стиль общения учителя физкультуры с учениками. Стиль общения на занятии должен быть доброжелательным, ориентированным на успех каждого учащегося. Учитель физкультуры также должен осуществлять контроль за правильностью выполнения ОРУ, помогать расстанавливать и убирать инвентарь и оборудование, обеспечивать страховку детей во время их ходьбы по гимнастической скамье, уточнять задания для отдельных детей.
- Двигательные навыки детей, качество выполнения основного перечня упражнений. Навыки ходьбы и бега развиты у детей в разной степени. Например, у детей, имеющих ярко выраженное плоскостопие, ходьба будет более напряженной, требующей контроля со стороны учителя. Также такие дети характеризуются более вялым бегом, в сравнении с детьми с нормативным развитием стопы.
- Выполнение воспитательных задач занятия (воспитывать смелость, подвижность, инициативность и пр.). На протяжении всего периода уроков физкультуры, учитель должен подбадривать детей и мотивировать их на проявление смелости, качественное и энергичное выполнение упражнений и движений.
- Продолжительность целого занятия и его отдельных частей. Длительность всего занятия в средней школе составляет 40 минут. Подготовительная часть (орг. момент и ОРУ) занимает обычно 20 минут, а основная (ОВД) – 10 минут, заключительная часть, состоящая из психогимнастики и рефлексии, занимает 10 минут.
- Анализ целостного занятия и его оценка (насколько педагог сумел реализовать развивающие и учебно-воспитательные задачи). Определение степени реализации всех поставленных на занятии задач. Насколько интересно и динамично проходило занятие, степень заинтересованности детей в исполнении поставленных задач, поведение учителя на уроке – уверенность, последовательность действий и пр.
Представленный пример схемы анализа урока физкультуры может рассматриваться в качестве рабочей карты эксперта.