Экологический кризис как глобальная проблема современности
Сегодня человечество переживает состояние глубокого экологического кризиса, поэтому экологическое воспитание является весьма актуальным.
Под экологическим кризисом понимают напряжённое отношение между окружающей средой и человеком. Развитие производства превышает возможности, которыми обладает биосфера. В связи с тем, что биосфера не справляется с натиском антропогенного воздействия, она начинает угрожать человеку.
Существует множество причин экологического кризиса. В основном они делятся на:
- объективные
- субъективные
К объективным причинам экологического кризиса относятся:
- низкая скорость с которой земля в состоянии самоочищаться и самовосстанавливаться
- высокая отходность производства
- не полное владение информацией человеком относительно законов природы и правильности использования ее ресурсов
К субъективным причинам экологического кризиса относятся:
- недостаток влияния государства на охрану окружающей среды
- недостаток экологического воспитания и образования
- нежелание изучать основы экологического воспитания
- отрицание необходимости соблюдать законы природы
Как мы видим человек способен влиять на некоторые причины экологического кризиса. В рамках педагогики реализуется концепция экологического воспитания и образования.
Поэтому экологическое воспитание является весьма актуальным сегодня. Следует отметить что оно должно быть непрерывным и начинаться как можно раньше. Экологическое воспитание способствует формированию бережного отношения к природе, культуры поведения.
Что такое экологическое воспитание
Под экологическим воспитанием понимают регулярное педагогическое влияние, которое необходимо для формирования экологического сознания, навыков и умений взаимодействия с окружающей средой.
Экологическое воспитание представляет собой соответствие морально-этического, нравственного воспитания. Детям прививают любовь к природе, объясняют зачем нужно охранять природу и почему человек несет ответственность за всё, что происходит с окружающей средой.
Что такое экологическое сознание
Сегодня очень важно сформировать у современного человека экологическое сознание. Под экологическим сознанием понимают определенную систему знаний. Эти знания представлены фактами, данными об окружающем мире, понятиями об отношениях растительного и животного мира с окружающей средой и с человеком. Экологическое сознание формируется на основе знаний, эстетических чувств, ответственности за окружающий мир.
Понятие экологического сознания неотъемлемо связано с понятием экологического мышления. Именно две эти категории экологическое мышление и экологическое сознание нужны для формирования нового человека, который будет бережно и ответственно относиться к природе и гармонично с ней сосуществовать.
Экологическое воспитание важный и актуальный аспект для современного общества. Оно будет реализовывать ряд важных функций:
- просветительская функция
- развивающая функция
- воспитательная функция
- организующая функция
- прогностическая функция
Просветительская функция состоит в том, чтобы помочь детям осознать природу как среду обитания человека и всего живого на Земле. Дети должны понимать закону гармоничного существования человека в мире, должны понимать, что наша природа, наш окружающий мир – это наивысший эстетический идеал.
Благодаря развивающей функции дети осмысливают экологические явления, учатся обнаруживать и формулировать законы природных явлений, делать выводы о состоянии природы.
Воспитательная функция выражается в формировании нравственного и эстетического отношения к природе.
Организующая функция заключается в формировании осознанности необходимости охраны окружающего мира.
Прогностическая функция учит детей делать прогнозы относительно влияния человеческой деятельности на окружающую природу, понимать к чему приводят те или иные вмешательства в окружающую среду.
Цели и задачи экологического воспитания
Основная цель экологического воспитания заключается в формировании нового человека, человека которые будет совершенно иначе мыслить относительно взаимодействия человека с природой. Этот новый человек должен обладать новым экологическим мировоззрением. Эта новая личность научится жить в гармонии с самом собой и с окружающей средой.
Реализации этой программы должна начинаться как можно раньше, с разу с дошкольного возраста. В этом возрасте экологическое мировоззрение и экологическая культура формируется прочнее всего.
Цель экологического воспитания заключается в непрерывном процессе воспитания и обучения детей экологическим нормам, в результате этого образования человек эмоционально-положительно относится к окружающему миру, осознано и ответственно относится к своему здоровью, и здоровью окружающей среды, соблюдает моральные и этические нормы поведения.
Для того чтобы добиться этих целей, педагогу необходимо выполнять ряд важнейших задач:
- Во- первых педагог должен предоставить своим подопечным комплекс знаний относительно экологии, природы, окружающего мира.
- Во-вторых, педагог должен пробудить интерес к миру природы.
- В-третьих, учитель должен объяснить ученикам как безопасно вести себя с окружающей природой.
Кроме того, педагоги воспитывают гуманное и бережное отношение детей к окружающему миру.
Заключение
Как видно из вышеизложенного экологическое воспитание в условиях современного мира является одной из главных составляющих воспитания как детей, так и взрослых. Многие ученые считают, что момент экологического воспитания был упущен в какой-то момент, поэтому теперь мы пожинаем плоды этого упущения.
Сегодня государство стало более внимательно относится к проблемам глобального экологического кризиса. Одно из направлений в котором государство осуществляет работы – это внедрение процесса экологического воспитания в общий воспитательный и образовательный процесс.