Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Актуализация представлений и навыков познавательной деятельности дошкольников

Вопрос активизации познавательной деятельности дошкольников в психолого-педагогических исследованиях

Определение 1

Познавательная деятельность дошкольников – это процесс познания ребенком процессов, объектов и явлений окружающего мира через собственное эмоциональное, психическое восприятие с задействованием мыслительных процессов, памяти и воображения.

Познавательная деятельность выступает одной из самых и важных и значимых. Она необходима каждому ребенку для его социального становления и личностного развития. Поэтому, познавательную деятельность дошкольников требуется развивать и активизировать.

Ученые и философы древности обратили внимание на то, что мыслительная работа, интеллектуальное развитие способствует:

  • более продуктивному усвоению информации;
  • познанию сущности явлений окружающего мира;
  • развивает осознанное восприятие разнообразных объектов и законов мироустройства;
  • активизирует практическую деятельность.

Еще во времена Сократа и Пифагора, было обращено внимание на необходимость актуализации представлений ребенка об устройстве мира, которое реализуется через формирование познавательной активности дошкольника.

Известный ученый-педагог, основоположник педагогического научного знания Я.А. Коменский утверждал, что активное учение лежит в основе эффективного обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Он говорил о том, что необходимо начинать процесс обучения именно с развития мотивации к познанию, которая сформирует познавательную активность, разовьет жажду знаний, а значит, процесс обучения станет более усердным и плодотворным.

И.Г. Песталоцци впервые предложил активизировать познавательную деятельность дошкольников, посредством применения методов наглядности, наблюдения, обобщения, самостоятельного познания и исследования, а также формулирования собственных выводов и умозаключений, на основании, проведенных исследований.

«Актуализация представлений и навыков познавательной деятельности дошкольников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Российским ученым, занимающимся исследованием в области естественных наук, А.Я. Гердом был сделан вывод о том, что процесс обучения и воспитания должен носить развивающий характер. А в его основе закладывается принцип самостоятельного познания, которое требует активизации. Если ребенок дошкольного возраста приобретает свои знания самостоятельно, отыскивает нужную и полезную информацию, исследует, сравнивает, анализирует, то такое знание становится более крепким, устойчивым, полноценным и ценным, поскольку оно получено в результате его трудов и достижений.

Постепенно, вопросы развивающего обучения стали активно рассматриваться многими учеными. Пик развития теорий развивающего обучения приходится на вторую половину XX столетия. В это время, ребенок уже не рассматривается педагогической наукой, как объект познания. Он считается полноправным субъектом познавательной деятельности. Его развитие определяется его собственными достижениями, мотивами, деятельностью, активной позицией. Все это дает плодотворные результаты в познании и развитии подрастающего поколения.

Направления развития познавательных интересов дошкольников

Дошкольный возраст является началом личностного развития ребенка. Именно в этот период происходит формирование работы психических процессов и анализаторов, которые приводят к познанию окружающего и мира и формирования в своем сознании полноценного представления о нем.

В дошкольном возрасте происходит развитие процессов памяти ребенка, включается логика и развиваются аналитические способности. Все это приводит к формированию в сознании ребенка представлений о мире и особенностях его функционирования. Дошкольник стремится узнать, каким образом устроены те или иные процессы, реально ли они таковы, какими он их видит и представляет. Познание постепенно развивается и углубляется. Если в раннем возрасте, ребенку достаточно визуального восприятия объекта или его осязания, а может и вкусовые свойства, то в дошкольном возрасте познание расширяется и требует проникновения в суть объектов и явлений.

Развитие познавательных интересов дошкольника реализуется по двум основным направлениям:

  1. Расширение опыта ребенка, как теоретического, так и практического. Постепенно, знания ребенка об устройстве мира расширяются и углубляются. Это приводит к развитию познавательного интереса ребенка и формированию его познавательной активности. Ему интересно исследовать устройство мира, познавать сущность мироздания. Этот интерес требует мотивации.
  2. Расширение и углубление познавательной заинтересованности в пределах одной области действительности. Ребенок стремится к полноценному и углубленному познанию конкретного объекта, процесса или явления.

На каждом возрастном этапе развития дошкольника, степень актуализации его представлений и навыков познания различна. Темпы познания, его интенсивность, яркость проявления, содержательная ориентация познания отличаются в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.

Способы развития познавательной сферы дошкольника

На протяжении всего дошкольного этапа развития, ребенок осваивает приемы и способы познания устройства окружающего мира. Навыки целенаправленного познания и освоения приемов воздействия на окружающее пространство, реализуется, посредством формирования следующих навыков:

  1. Умение ставить цели и планировать свою деятельность. Процесс познания постепенно приобретает осознанный характер. Ребенок учится ставить цель т.е. определять для чего именно он хочет изучить тот или иной объект, процесс или явление. Определение цели влечет за собой формирование плана действий т.е. дошкольник определяет, что чтобы проникнуть в суть того или иного явления, необходимо сначала выполнить конкретные действия, причем в определенной последовательности. Эти навыки помогают ребенку в дальнейшем познании т.е. применив алгоритм действий однажды, он будет использовать его в дальнейшем изучении мира.
  2. Составление прогнозов своей деятельности. дошкольника необходимо научить представлять то, что получится в ходе его исследования т.е. ребенок выбирает действие и оценивает итоги его реализации.
  3. Развитие навыков контроля совершения операций. Дошкольник учиться регулировать процесс своего познания, а именно формирования представлений и навыков деятельности.
  4. Развитие аналитических способностей. Свое познание и его итоги необходимо уметь адекватно оценивать, выявлять ошибки, недочеты и корректировать его, чтобы в аналогичной ситуации не допустить их вновь.
Дата последнего обновления статьи: 05.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot