Адаптация – это этап личностного развития ребенка, в ходе которого происходит его приспособление к социальной действительности, вступление в социальный мир и усвоение его норм и правил.
Процесс адаптации является предпосылкой личностного развития и социального становления личности. Без адаптации невозможно развить индивидуальность и реализовать себя в общественной среде.
Факторы адаптации ребенка к условиям ДОУ
Адаптация ребенка к дошкольному образовательному заведению предполагает его привыкание к новым условиям и новым требованиям.
Ребенок попадает в новую социальную среду, которая незнакома ему, к которой он не привык и не может понять ее правил и особенностей функционирования. В раннем возрасте, ребенок является очень сильно привязанным к матери/родителям. Поэтому, разлука с ней вызывает у него страх и бурю иных эмоций, которые он не может контролировать. Это вызывает сильные эмоциональные переживания, развивает тревожность, что может привести к сильному стрессу и, даже, нервной перегрузке.
Адаптация ребенка к условиям ДОУ зависит от ряда факторов, воздействие которых, в принципе неизбежно, но можно сгладить их, помогая ребенку максимально быстро и легко приспособиться к новым обстоятельствам. К ним относятся:
- Попадание в новую среду.
- Изменение режима дня.
- Отсутствие мамы и папы и иных близких родственников, людей, к которым ребенок привык.
- Большое количество незнакомых «взрослых», а также детей. Ребенок перестает чувствовать себя единственным «любимцем», как это было в семье.
- Настрой родителей. Как правило, это касается матери. Она должна быть готова отпустить ребенка и не испытывать при этом, сильных эмоций, страха, нервного напряжения, которое передается ребенку.
- Положительная атмосфера дошкольной организации. Необходимо создать теплый, комфортный климат в детском коллективе.
- Доброжелательность воспитателя. Если ребенок чувствует искренность воспитателя и его добродушное отношение к нему, то ему будет легче справиться со стрессом.
- Учет возрастных особенностей развития психических процессов ребенка.
- Своевременность удовлетворения физиологических потребностей ребенка. Ребенок, который привык к тому, что его вовремя кормят, переодевают, меняют подгузник, может испытать серьезный стресс, если этого не произойдет в новых условиях.
- Учет особенностей развития ребенка. Если ребенок имеет какие-то проблемы со здоровьем или наделен слабой нервной системой, то он будет более чувствителен к новым условиям, более болезненно переносить разлуку с матерью.
- Учет привычек ребенка. Воспитателю необходимо учитывать привычки конкретного ребенка. Например, ребенок привык, что после мытья рук, мама вытирает их ему, а не он сам. Если этого не произойдет в ДОУ, то может вызвать плач или вообще довести ребенка до истерики.
- Наличие у ребенка опыта общения с окружающими: взрослыми и детьми. Данный фактор определяет успешность приспособления ребенка к детскому коллективу, к взаимодействию с детьми.
Рисунок 1. Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенности поведения детей раннего возраста в период их адаптации к условиям ДОУ
Каждый ребенок индивидуальность. Поэтому, его поведение при попадании в новые условия не может быть шаблонным. Конечно, какие-то общие черты поведения у каждого ребенка раннего возраста имеются, но, важно обращать внимание на различия в поведении и потребности в общении.
Выделяют три разновидности поведения детей раннего возраста в условиях адаптации к ДОУ:
- Дети, которые имеют сильную потребность в общении с родными, желают, чтобы они постоянно находились рядом, утешали и хвалили их, помогали познавать мир. Поведение таких детей характеризуется постоянным плачем в ДОУ. Они не желают расставаться с родителями, переживают это расставание, испытывают стресс из-за того, что им необходимо общаться с другими взрослыми, которые им незнакомы и, к общению с которыми они не готовы. Дети очень тяжело открываются воспитателю и долгое время не могут ему доверять. Такое поведение связано с узким кругом общения родителей. Если они редко ходят в гости и принимают гостей, мало общаются с друзьями, не оставляли ребенка ни с кем на длительное время, то адаптация в ДОУ будет достаточно продолжительной.
- Дети, имеющие активную потребность в общении с другими людьми. Они желают общаться, играть, познавать мир не только с мамой и папой, но и с иными взрослыми. Их адаптация проходит более гладко, поскольку у них имеется опыт общения с друзьями, дальними родственниками родителей. Они не испытывают страха расставания с мамой и папой и стремятся занять внимание нового взрослого-воспитателя. Однако, успех их адаптации зависит от того, как много внимания будет уделено воспитателем. Ребенок вспомнит о родителях, начнет тосковать по ним, если не получит должного объема внимания от воспитателя.
- Дети, у которых развита потребность в самостоятельности. Они желают действовать самостоятельно, познавать окружающий мир самостоятельно, желают общаться со взрослыми и им интересна новая обстановка. Поэтому, их адаптация проходит, практически, незаметно. Он играет с новыми игрушками, общается с воспитателем и детьми. Проблемы с адаптацией могут возникнуть в том случае, если ребенок встретит непонимание со стороны воспитателя. Например, ему не понравится замечание в свой адрес или, если его будут принуждать к чему-либо.
В ходе адаптации ребенка к условиям ДОУ, происходит изменение потребностей ребенка раннего возраста, что приводит к изменению его поведения. Поведение любого из трех видов может качественно измениться при попадании ребенка в новую среду. Например, ребенок, который ранее не имел опыта общения с другими людьми, может быстро развить коммуникативные навыки и выработать потребность в общении и познании окружающего мира с воспитателем. Тогда его адаптация пройдет очень легко и быстро. А ребенок с развитыми коммуникативными потребностями и навыками, может встретиться с негативным отношением других детей или строгостью воспитателя и испытает разочарование от новой среды, что усугубит его привыкание к ней.