Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Определение 1

Адаптация – это этап личностного развития ребенка, в ходе которого происходит его приспособление к социальной действительности, вступление в социальный мир и усвоение его норм и правил.

Процесс адаптации является предпосылкой личностного развития и социального становления личности. Без адаптации невозможно развить индивидуальность и реализовать себя в общественной среде.

Факторы адаптации ребенка к условиям ДОУ

Замечание 1

Адаптация ребенка к дошкольному образовательному заведению предполагает его привыкание к новым условиям и новым требованиям.

Ребенок попадает в новую социальную среду, которая незнакома ему, к которой он не привык и не может понять ее правил и особенностей функционирования. В раннем возрасте, ребенок является очень сильно привязанным к матери/родителям. Поэтому, разлука с ней вызывает у него страх и бурю иных эмоций, которые он не может контролировать. Это вызывает сильные эмоциональные переживания, развивает тревожность, что может привести к сильному стрессу и, даже, нервной перегрузке.

Адаптация ребенка к условиям ДОУ зависит от ряда факторов, воздействие которых, в принципе неизбежно, но можно сгладить их, помогая ребенку максимально быстро и легко приспособиться к новым обстоятельствам. К ним относятся:

  1. Попадание в новую среду.
  2. Изменение режима дня.
  3. Отсутствие мамы и папы и иных близких родственников, людей, к которым ребенок привык.
  4. Большое количество незнакомых «взрослых», а также детей. Ребенок перестает чувствовать себя единственным «любимцем», как это было в семье.
  5. Настрой родителей. Как правило, это касается матери. Она должна быть готова отпустить ребенка и не испытывать при этом, сильных эмоций, страха, нервного напряжения, которое передается ребенку.
  6. Положительная атмосфера дошкольной организации. Необходимо создать теплый, комфортный климат в детском коллективе.
  7. Доброжелательность воспитателя. Если ребенок чувствует искренность воспитателя и его добродушное отношение к нему, то ему будет легче справиться со стрессом.
  8. Учет возрастных особенностей развития психических процессов ребенка.
  9. Своевременность удовлетворения физиологических потребностей ребенка. Ребенок, который привык к тому, что его вовремя кормят, переодевают, меняют подгузник, может испытать серьезный стресс, если этого не произойдет в новых условиях.
  10. Учет особенностей развития ребенка. Если ребенок имеет какие-то проблемы со здоровьем или наделен слабой нервной системой, то он будет более чувствителен к новым условиям, более болезненно переносить разлуку с матерью.
  11. Учет привычек ребенка. Воспитателю необходимо учитывать привычки конкретного ребенка. Например, ребенок привык, что после мытья рук, мама вытирает их ему, а не он сам. Если этого не произойдет в ДОУ, то может вызвать плач или вообще довести ребенка до истерики.
  12. Наличие у ребенка опыта общения с окружающими: взрослыми и детьми. Данный фактор определяет успешность приспособления ребенка к детскому коллективу, к взаимодействию с детьми.
«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Особенности поведения детей раннего возраста в период их адаптации к условиям ДОУ

Каждый ребенок индивидуальность. Поэтому, его поведение при попадании в новые условия не может быть шаблонным. Конечно, какие-то общие черты поведения у каждого ребенка раннего возраста имеются, но, важно обращать внимание на различия в поведении и потребности в общении.

Выделяют три разновидности поведения детей раннего возраста в условиях адаптации к ДОУ:

  • Дети, которые имеют сильную потребность в общении с родными, желают, чтобы они постоянно находились рядом, утешали и хвалили их, помогали познавать мир. Поведение таких детей характеризуется постоянным плачем в ДОУ. Они не желают расставаться с родителями, переживают это расставание, испытывают стресс из-за того, что им необходимо общаться с другими взрослыми, которые им незнакомы и, к общению с которыми они не готовы. Дети очень тяжело открываются воспитателю и долгое время не могут ему доверять. Такое поведение связано с узким кругом общения родителей. Если они редко ходят в гости и принимают гостей, мало общаются с друзьями, не оставляли ребенка ни с кем на длительное время, то адаптация в ДОУ будет достаточно продолжительной.
  • Дети, имеющие активную потребность в общении с другими людьми. Они желают общаться, играть, познавать мир не только с мамой и папой, но и с иными взрослыми. Их адаптация проходит более гладко, поскольку у них имеется опыт общения с друзьями, дальними родственниками родителей. Они не испытывают страха расставания с мамой и папой и стремятся занять внимание нового взрослого-воспитателя. Однако, успех их адаптации зависит от того, как много внимания будет уделено воспитателем. Ребенок вспомнит о родителях, начнет тосковать по ним, если не получит должного объема внимания от воспитателя.
  • Дети, у которых развита потребность в самостоятельности. Они желают действовать самостоятельно, познавать окружающий мир самостоятельно, желают общаться со взрослыми и им интересна новая обстановка. Поэтому, их адаптация проходит, практически, незаметно. Он играет с новыми игрушками, общается с воспитателем и детьми. Проблемы с адаптацией могут возникнуть в том случае, если ребенок встретит непонимание со стороны воспитателя. Например, ему не понравится замечание в свой адрес или, если его будут принуждать к чему-либо.

В ходе адаптации ребенка к условиям ДОУ, происходит изменение потребностей ребенка раннего возраста, что приводит к изменению его поведения. Поведение любого из трех видов может качественно измениться при попадании ребенка в новую среду. Например, ребенок, который ранее не имел опыта общения с другими людьми, может быстро развить коммуникативные навыки и выработать потребность в общении и познании окружающего мира с воспитателем. Тогда его адаптация пройдет очень легко и быстро. А ребенок с развитыми коммуникативными потребностями и навыками, может встретиться с негативным отношением других детей или строгостью воспитателя и испытает разочарование от новой среды, что усугубит его привыкание к ней.

Дата последнего обновления статьи: 16.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot