Влияние менеджера на подчиненных
Влияние менеджера на подчиненных - это такое взаимодействие, при котором одно лицо обладает большей властью, чем другое, за счет чего и оказывается воздействие.
Власть - это основной компонент управленческой деятельности. То, как руководитель распоряжается своей властью, влияет на функционирование компании. Одни руководители могут выстроить сильную власть и распространить свой авторитет на всех сотрудников. Другие, несмотря на свои полномочия, остаются без уважения и признания коллектива. Обладание властью является мощным фактором влияния на коллектив.
Формами проявления власти являются:
- Принуждение.
- Влияние.
- Компетенция.
- Информация.
- Должностное положение.
- Авторитет.
- Вознаграждение.
Принуждение выражается в побуждении сотрудников к труду вопреки их желанию. Движущим фактором в данном случае выступает страх перед наказанием. Влияние распространяется на всех сотрудников по вертикали. То есть при взаимодействии подчиненного с начальством первый испытывает влияние всех вышестоящих начальников. Компетенция - это квалификация менеджера. Чем выше квалификация руководителя, тем больше доверия к нему со стороны сотрудников. Менеджер обладает информацией, регулирует её, распространяет среди персонала. Его должностное положение определяет степень влияния на коллег и подчиненных. Менеджер имеет право поощрять и наказывать сотрудников.
Влияние на персонал невозможно без авторитета. Если у руководителя его нет, то организовать работу коллектива ему будет достаточно сложно. Стоит отметить, что в коллективе может появиться неформальный лидер, с мнением которого менеджеру придется считаться при принятии ключевых решений.
Руководители имеют множество каналов для распространения власти. Важно, чтобы они пользовались властью осмотрительно. Их полномочия необходимы не для того, чтобы реализовывать собственные амбиции, а для организации деловых процессов.
Тактика влияния менеджера
Менеджеру важно изначально наметить направление, по которому движется организация. Понимание общих целей и стратегии компании во многом определить деятельность менеджера вне зависимости от положения, которое он занимает в фирме.
Руководитель должен уметь разделять власть, иначе количество зависящих от него дело будет только расти. Ему необходимо научиться делегировать свои полномочия. Грамотное делегирование позволяет создать более сплоченный и дружный коллектив, что позволяет достичь более высоких результатов в работе.
Стоит отметить, что власть есть не только у руководителя, но и у подчиненных. Группа определяет своего лидера. Если руководитель будет злоупотреблять властью, что подчиненные могут в ответ применить свою власть.
Власть менеджера может быть утилитарной, авторитарно-нормативной, объединенной. Утилитарная власть строится на сильных мотивах. Исполнитель задания знает, что за выполнение он получит определенное поощрение. Авторитарно-нормативная власть является законной властью. В этом случае исполнитель верит в то, что менеджер, оказывающий на него влияние может отдавать приказы. Подчиненный выполняет их без колебаний и размышлений. Объединенная власть или власть группы часто бывает неосознанной.
Проявление власти подразумевает определенную степень воздействия руководителя на подчиненного. Менеджмент называет такое давление влиянием.
Средства влияния менеджера
Менеджеры могут использовать разные инструменты влияния. Всего выделяют две большие группы инструментов воздействия. Влияние может быть эмоциональным или рассудочным. Эмоциональными средствами виляния выступают заражение и подражание.
Заражение представляет собой неосознанную передачу подчиненному своего эмоционального состояния. Благодаря заражению формируется благоприятная атмосфера в коллективе, повышается сплоченность, мобилизуются силы каждого сотрудника.
Подражание представляет собой усвоение действий, манеры, способа мышления другого лица. Если менеджер является авторитетом для подчиненных, то подражание может стать действенным инструментом влияния.
Рассудочное влияние включает в себя внушение и убеждение. Внушение представляет собой особое воздействие на подчиненных, которое достигается за счет личных качеств руководителя в том числе. Руководитель может быть внушающим, занимать активную позицию. Подчиненный становится внушаемым, он занимает пассивную позицию.
Менеджер может использовать убеждение. Процесс убеждения представляет собой дискуссию, в ходе которой руководитель и сотрудник могут достигнуть определенного компромисса. Просьба является способом достижения результата, основанным на добровольных, непринудительных мотивах.
Еще одной формой влияния может стать угроза. Угроза представляет собой запугивание, обещание причинить вред. Известно, что страх является одним из мотиваторов для большинства людей. Подкуп позволяет склонить одного из сотрудников в пользу предлагаемого менеджером решения.
Официальным инструментом влияния является приказ. Приказы обычно не подвергаются обсуждению, а строго исполняются. Использование методов влияния должно быть уместным и своевременным. Руководитель волен применять любые инструменты для достижения цели, важно, чтобы это не разрушало коллектив и не вызывало дополнительных конфликтов.
Таким образом, влияние менеджера на персонал - это комплексное воздействие, осуществляемое благодаря имеющимся у него полномочиям и возможностям влияния. Если менеджер обладает авторитетом в коллективе, то могут применяться психологические способы воздействия, которые сокращают время доведения информации и исполнения распоряжений руководителя.