Модели менеджмента
Модель менеджмента - это совокупность представлений о том, как выглядит и функционирует модель управления.
Она описывает как управление влияет на объекты, как адаптирует систему к окружающей среде. Модель менеджмента описывает такое состояние предприятия, при котором оно может устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность.
Термин «модель менеджмента» является ключевым понятием в практическом и теоретическом менеджменте. Это связано с тем, что руководители ежедневно решают сложные задачи. Они отвечают на вопросы и реализуют деятельность по управлению вверенным объектом. Специалисты считают, что модель менеджмента стала этапом эволюции науки управления. Модель формируется годами. Она впитывает особенности местного менталитета, становится органичной и соответствующей культуре, адаптируется к изменениям внешней среды.
Существует национальная модель менеджмента. Она представляет собой совокупность управленческих отношений на среднестатистическом предприятии страны. Модель может быть уже готовой, сконструированной, базовой, либо принципиально новой.
Модели менеджмента принято классифицировать по территориальному признаку. Наиболее известными считаются японская, американская и западноевропейская модели. В них есть различия, учитывающие особенности стран. Есть даже специальная дисциплина, которая называется сравнительный менеджмент. Она занимается тем, что рассматривает, сравнивает и сопоставляет различные модели менеджмента.
Повышенный интерес к моделям менеджмента возник в период глобализации. Концепция универсального менеджмента возникла в 60-е годы. С этого момента американская модель стала рассматриваться в качестве эталона.
Национальные особенности менеджмента Китая
Китайское управление сконцентрировано на постоянном укреплении внутренней силы. Это главный инструмент китайского менеджмента. Китайцы готовы работать почти круглыми сутками. Истиной мерой их счастья является работа. Причем работа должна приносить и доход, и моральное удовлетворение.
Деньги для китайцев - это циркулирующая энергия. Чем свободнее ее обращение, тем больше пользы для общества. То есть жизнь используется для заработка и богатства. В китайском управлении наиболее часто встречаются семейные предприятия. Большинство компаний представлены малым и средним бизнесом. Особенно ярко эта тенденция проявляется в соседних странах, куда китайцы эмигрируют с целью улучшения своего экономического положения.
Китайская модель менеджмента включает в себя следующие характеристики:
- Семейные связи.
- Деловая репутация.
- Авторитарная модель управления.
- Контроль за подчиненными.
Главной особенностью китайского менеджмента является мастерство работника, которое вырабатывается с помощью многолетних практик и специальных упражнений.
Другая особенность китайской модели заключается в подозрительности руководства к рядовым работникам. Они стремятся контролировать каждый шаг подчиненных. Обеспечение полного контроля над процессами предприятия свидетельствует о неуверенности в будущем. Китайцы оценивают свой успех денежными накоплениями. Они часто откладывают на «черный день».
Усердие и преданность сотрудников направлена на начальника, а не на компанию. Личные обращения к руководителю действеннее, чем официальные запросы. Профсоюзы в китайской модели менеджмента являются слабыми. Они ориентированы на то, чтобы сотрудничать с руководством предприятия. Забастовки и открытые конфликты практически не встречаются в КНР.
Авторитарное руководство сдерживает инициативу, заметно снижает уровень личной ответственности. Китайский менеджмент строится на единоличном контроле всех производственных и административных процессов.
Новая китайская модель менеджмента
Китайская экономика развивается очень быстрыми темпами. КНР становится образцом деловой жизни. Поэтому экономисты стали проявлять повышенный интерес к моделям, используемым китайцами.
Новая китайская модель менеджмента имеет следующие характеристики:
- Динамичность. Она заключается в том, чтобы создать такую структуру предприятия, которая будет устойчива к динамически изменяющейся среде.
- Адаптивность. Китайские менеджеры принимают решения в те моменты, когда это необходимо.
- Гибкость ценится китайскими управляющими, так как погрешности и неточности включаются во всех сферах деловой активности.
- Комплексность выражается в том, что принципы, характерные черты и различные технологические достижения используются вместе для достижения результата.
- Взаимность является частью системы, каждый член команды которой связан с другими участниками и заинтересован в их работоспособности.
- Слаженность выражается в согласованности мнений членов коллектива.
- Духовное и материальное начало в КНР неразрывно связаны.
- Китайский стиль управления отличается естественностью и базируется на единстве членов команды.
В китайской модели менеджмента все ориентировано на то, чтобы предприятие развивалось в долгосрочном периоде Результат зависит от человека, так как контроль полностью находится в руках руководителя. Большинство китайских компаний являются семейными предприятиями. Поэтому достаточно сложно дать им независимую оценку. Здесь большое значение имеют семейные узы и история семьи.
Таким образом, отличительной чертой китайской модели менеджмента является семейственность. Обычно это малый или средний бизнес. Основная цель деятельности - богатство. Причем деньги часто откладываются на «черный день», то есть богатство ради богатства.