Теория управления
Теория управления - это наука, которая изучает процессы менеджмента, применяемые в социально-экономических системах.
Она рассматривает содержание и форму управленческих отношений. Теория управления уделяет внимание закономерностям возникновения и развития отношений внутри социально-экономических систем. Управление начали изучать еще в античные времена. Различные общественные науки, призванные исследовать общество и законы его развития отмечали, что управление является значимым элементом организации процессов.
Цель управления заключается в формировании целостного представления о взаимодействии различных структур. Исследования показали, что нет чистых процессов и систем. Обычно они представляют собой смесь экономических, социальных, политических элементов. Для современного этапа развития теории менеджмента характерна тенденция исследования систем на стыке наук, так как изменения в социальных структурах перестали быть линейными, несмотря на то, что общество продолжает оказывать на них односложное влияние.
Теория менеджмента не может рассматривать отдельно взятую сферу. Она занимается изучением общих законов и принципов их развития и функционирования. Наука управления рассматривает бытие сферы, где управление требует создания определенного механизма воздействия. В результате необходимо достичь соответствия между процессом и механизмом управления.
Предметом науки управления являются методы исследования управленческих систем. Смещение акцента происходит на то, что человек строит активные сознательные отношения с миром, с социумом. Важную роль в теории управления стали играть информационные технологии, использование компьютерных систем. Они существенно изменили содержание управления труда, значительно повысили уровень его эффективности.
Концепция «научного управления» Ф. У. Тейлора
Возникновение науки об управлении связывают с именем Фредерика Тейлора. Он повлиял на развитие теоретической мысли в сфере менеджмента, что привело к формированию двух теоретических научных школ - классической и школы «человеческих отношений».
Фредерик Тейлор жил во второй половине 19 века. Он был первым ученым, который стал исследовать управленческие процессы с точки зрения теоретических подходов. Тейлор сконцентрировался на деятельности организации, а не эффективности человека. Эта концепция легла в основу школы научного управления.
Разработка концепции научного управления привела к тому, что она стала самостоятельной областью научных исследований. Фредерик Тейлор в своих книгах «Управление фабрикой» и «Принципы научного менеджмента» рассмотрел несколько методов научной организации труда с помощью хронометража, орудий труда и стандартизации выполняемых функций.
Помимо технических изобретений Тейлор открыл ряд социальных явлений, способных улучшить социальную организацию. Данные открытия обогатили мировую науку. Тейлор открыл феномен группового давления. Он экспериментально доказал, что работая в коллективе передовики постепенно скатываются к середнячкам, а середнячки к уровню отстающих. Он отмечал, что боязнь наказания мешает человеку добиваться более высоких результатов. Например, работник перевыполняет норму, казалось бы он должен радоваться тому, что его заметят и премируют, но у него возникает страх, что руководство заставит его трудиться вдвое интенсивнее. Исследования показали, что средний американец на рубеже 19-20 веков трудился на 30-60 % от своих возможностей. Он сознательно трудился плох.
Тейлор решил, что не техника и экономика ведут к развитию, а управление людьми. Поэтому он перешел к созданию эффективной системы управления кадрами.
Тейлор выдвинул 4 принципа управления:
- Внедрение экономных методов работы.
- Профессиональный подбор кадров.
- Рациональная расстановка кадров.
- Сотрудничество администрации и работников.
Внедрение этих принципов позволяет повысить производительность в 2-3 раза. Руководство должно пользоваться не только расчетом, но и интуицией, чтобы достичь наилучших результатов.
Концепция «достигающего рабочего»
Тейлор разработал концепцию «достигающего рабочего». Она заключается в том, чтобы поручить сотруднику задание, которое потребует от него приложения максимума усилий, но при этом не навредило бы его здоровью. При успешном выполнении этого задания, сотруднику поручают следующее, еще более сложное. В результате человек достигает потолка творческих возможностей. Тех сотрудников, которые покажут себя, можно переводить на более интересную и творческую работу. Тейлор ввел классификацию видов работ в зависимости от содержания, сложности, характера труда. Он установил премиальную вилку.
Фредерик Тейлор утверждал, что перед приемом на работу, людей необходимо тестировать, изучать их физические и психологические характеристики. Он стал основоположником концепции профессионального отбора. Позже ее дополнили концепцией профессионального обучения, которая заключалась в применении педагогических приемов. Эти приемы были направлены на обучение навыкам, тренировки, расширение знаний, а также на самостоятельное изучение работы. Так же предполагалось ввести систему наказания, варьирующихся от легких наказаний до самых сильных. Дисциплинарная или штрафная система дополнила дифференциальную систему оплаты труда. В последней Тейлор предложил использовать систему индивидуального вклада по принципу «больше сделал - больше заработал».
Концепция «достигающего руководителя» заключалась в том, что руководство деятельностью осуществлялось 8 узкоспециализированными инструкторами. Администрация брала на себя функцию обеспечения. Рабочий должен был добросовестно трудиться. Менеджеру вменялись новые полномочия, которые требовали от него необходимости не только быть специалистом, но и уметь управлять социальными структурами.