Группа в организации
Группа в организации - это обособленное объединение индивидов, которое отличается наличием устойчивых связей внутри него.
Индивиды осуществляют совместные действия, координация действий внутри группы способствует достижению целей и успешности ее функционирования. Группа может состоять минимум из двух лиц, но обычно их больше. Каждый человек в группе оказывает влияние на других и при этом находится под влиянием этих лиц. Каждая группа имеет свой срок существования. Обычно она создается для выполнения определенной миссии, когда миссия завершается, группа распадается.
Один и тот же человек может относиться к разным группам. Он может принадлежать семье, профессиональному сообществу, друзьям. Группа имеет определенные характеристики:
- В группе происходит определенный тип взаимодействия между ее членами.
- Каждый член группы испытывает чувство принадлежности к ней.
- У группы есть своя идентичность, то есть каждый член группы рассматривается людьми извне, как член этой группы.
Человеческий ресурс является основным ресурсом организации и конкурентным преимуществом. Инновации рождаются именно в сфере интеллектуального труда. Группа отвечает за построение отношений, переплетение формальных и неформальных связей.
Формальные группы имеют определенную структуру, руководителя, могут быть постоянными и временными. Задачи, которые они выполняют закреплены в нормативных актах предприятия. К формальным группам относят производственные группы, комитеты.
Неформальные группы обычно образуются спонтанно. Их участники вступают во взаимодействие, которое ведет к достижению определенных целей. Такие группы образуются спонтанно и влияют на своих участников. Обычно неформальная группа дает психологическую выгоду каждому ее учаснику.
Рабочая группа как объект управления
Группа растет и развивается при условии, что у нее есть лидер, осуществляющий руководство. Если нет единого центра управления, то группа перестанет существовать и превратится в толпу. Благодаря руководителю в группе формируется социально-психологический климат.
Группа требует организации следующих аспектов:
- Согласование усилий.
- Планирование ресурсов.
- Учет последствий принятия решений.
В организации группа называется рабочим коллективом, в некоторых случаях она может достигать уровня команды. Успешное развитие коллектива зависит от того, насколько точно определены цели компании и насколько эффективно они доведены до каждого сотрудника.
Руководитель группы занимается тем, что распределяет ресурсы, решает трудности и конфликтные ситуации, чтобы коллектив мог качественно работать. Помимо производственных задач планирование деятельности коллектива должно включать в себя программу воспитания сотрудников. Еще одной задачей руководителя является обеспечение согласованности действий сотрудников. Распределение задач между сотрудниками позволяет создавать творческую атмосферу в коллективе. Если в группе не хватает определенного специалиста, то этот пробел может быть компенсирован за счет перераспределения обязанностей.
Согласованность действий участников группы достигается за счет обмена информации. Организация информационного является ключевым аспектом в поддержании согласованности действий. Доведение данных в полном объеме до каждого участника - одна из задач руководителя. Взаимопомощь между разными звеньями может осуществляться в виде консультирования, либо прямой передачи знаний.
Одной из важных функций управления является контроль. Он обеспечивается непрерывным деловым общением между сотрудниками. Контроль осуществляется постоянно, а не только в случаях форс-мажоров. Благодаря контролю поддерживается стабильность группы, соблюдаются нормы взаимоотношений, поведения, поддерживается заданный темп и ритм работы. Все это позволяет обеспечить выполнение плана.
Лидерство в группе
Лидер группы на предприятии - это руководитель. Он влияет на людей таким образом, чтобы они совместно работали для достижения общей цели. Лидер оказывает влияние через авторитет и харизматические свойства. Группа должна добровольно признавать лидера, следовать ему. Она может копировать его действия и поведение.
Лидер может восприниматься группой по-разному. Его могут рассматривать как одного из группы, если образ его жизни совпадает с образом жизни каждого участника. Лидер может быть примером для группы, носителем общечеловеческих норм морали, либо оставаться оплотом стабильности.
Задача лидера заключается в том, чтобы выстроить свою работу с ориентацией на человека. Лидер влияет на группу через организацию и коррекцию деятельности работников, постановку ясных целей, координацию усилий, подытоживание результатов, выполнение роли ведущего. Так же он мотивирует подчиненных, воодушевляет их на целенаправленное поведение, удовлетворяет потребности, вселяет уверенность, увлекает своим примером. Среди его задач можно выделить представительство группы, защиту ее интересов, обеспечение поддержания равновесия. Лидер должен быть наделен властью, которая позволит ему влиять на поведение сотрудников.
Есть разные виды власти. Власть может быть основана на принуждении. В этом случае работник может чувствовать себя ущемленным, лишенным возможности удовлетворять свои потребности. Власть на вознаграждении позволяет работнику надеяться на то, что за приложенные усилия он получит определенные преимущества. Экспертная власть заключается в том, что сотрудники доверяют разуму руководителя. Влияние с помощью харизмы характеризуется тем, что работники стремятся быть похожими на лидера. Законная власть заключается в том, что руководитель может приказывать, а сотрудник обязан исполнять.