Виды бюджетных доходов
Денежные средства, поступающие в невозвратном и безвозмездном порядке, в соответствии с существующим законодательством являются доходами бюджета.
В процессе общественного производства часть ВВП принудительно изымается в Государственный бюджет. Так возникают отношения между Государством и налогоплательщиками. Бюджетные доходы имеют существенные различия по плательщикам, срокам уплаты, методам изъятия, объектам обложения и другие. Однако за счёт того что они преследуют общую цель – формирование доходной части бюджета, они отличаются единством. Так же им свойственна обезличенность.
Доходы имеют налоговый и неналоговый характер.
Неналоговые доходы образуются либо в результате экономической деятельности самого Государства, либо в результате перераспределения имеющихся денежных средств внутри системы. Это доходы от реализации Государственных запасов, продажи государственного имущества, внешнеэкономической деятельности, прибыли центрального Банка.
Налоговые доходы
В настоящее время под налогом подразумевают обязательный, безвозмездный, индивидуальный платёж, взимаемый с физического лица либо организации, в форме отчуждения части принадлежащей им собственности.
Исторически налогообложение возникло как наиболее ранняя форма изъятия части доходов население в фонд Государства. Долгое время для обозначения фискальных платежей использовались такие понятия как дань и подать. Впервые термин налог в России появился лишь в 18м веке, а в законодательстве утвердился в 19м.
Первоначально роль доходов от налогов не играла большой роли и в объёме финансирования нужд государства занимала лишь малую часть. Однако уже к 19 веку сложилась ситуация, в которой для обеспечения дальнейшего развития и функционирования государственных институтов требовалось всё большее участие денег налогоплательщиков. Впоследствии, эти доходы переросли в главную финансовую основу любого Государства. Например, в России, налоговые доходы составляют до 90% всех бюджетных поступлений страны на различных уровнях.
К налоговым доходам относятся региональные налоги, сборы, пени и штрафы за нарушение законов. Также в формировании налоговой части бюджета участвуют таможенные пошлины, акцизы и платежи за пользование природными ресурсами, налог на покупку иностранной валюты.
Основные черты налоговых доходов
В виду того что все налоги определяются и устанавливаются государством, они подвержены определённым законам:
- Налоги могут базироваться только на правовой основе. Они могут быть введены и отменены только органами государственной власти, а фискальные полномочия чётко оговорены законом;
- Налоговое законодательство предусматривает разделение поступлений на закреплённые и регулирующие;
- Налоги разделены по уровням государственной структуры;
Вся налоговая система основывается на едином принципе и механизмах. Контроль в системе осуществляется соответствующими налоговыми органами.
Разделение полномочий в сфере применения налогового законодательства между федеральным центром и регионами демонстрирует единый подход к проблемам формирования доходной базы нижестоящих бюджетов на всей территории страны.
Между тем, сложившиеся механизмы формирования доходной базы в бюджеты различных уровней нуждается в улучшении. Налоговое законодательство имеет существенный ряд погрешностей и противоречий вызванных формированием системы в довольно сжатые сроки. Однако процесс налогового законотворчества не прекращается на протяжении уже многих лет, что приводит к образованию всё новых и новых актов, инструкций и разъяснений, регулирующих налоговые вопросы.