Сущность налоговой системы
Каждое государство должно выполнять определенные функции. Так как оно представлено отдельными образованиями – органами государственной власти, то на их содержание требуются средства. Средства нужны и для осуществления государственных социальных программ, обеспечение предоставления общественных благ.
Получает необходимые средства государство за счет специально установленных сборов. В разных странах, у разных народов и в разное время количество подобных сборов и их название были различными. Сегодня большинство подобных сборов мы называем налогами (существуют еще иные сборы и пошлины). Они могут быть государственными и региональными (муниципальными, местными). Все эти вопросы регулируются специальными законами – налоговым законодательством.
Налоги – это безвозмездные обязательные выплаты юридических и физических лиц в фонд государства, взимаемые специальными органами государственной власти различных уровней, для финансового обеспечения государства и его возможности выполнять свои функции.
Налоги бывают:
- прямыми;
- косвенными;
- аккордными;
- подоходными.
Прямые налоги взимаются с субъектов хозяйственной деятельности за доходы, получаемые от факторов производства. Это налоги на доходы физических лиц, налоги на прибыль и т.п. . К косвенным налогам относятся платежи за товары и услуги, величина которых которые уже включена в цену товара. В эту категорию налогов входят: налог на добавленную стоимость, акцизные сборы.
Аккордные налоги не зависят от уровня дохода объекта налогообложения (экономического агента). А подоходный налог представляет собой определенный процент от дохода. Различают прогрессивный, регрессивный и пропорциональный виды подоходного налога.
Все налоги, установленные в государстве, методы, принципы и способы их установления, взимания и отмены, налоговой законодательство и органы налоговой службы называются налоговой системой государства.
Каждая страна мира имеет свои особенности налоговой системы. Но все налоговые системы выполняют общие функции. Таковыми являются:
- сбор средств для наполнения и формирования доходной части бюджетов всех уровней (фискальная функция);
- перераспределение поступивших налоговых средств между статьями бюджета и регионами и отраслями государства (распределительная функция);
- использование налоговой политики в качестве инструмента для государственного регулирования экономики (регуляторная функция);
- функция контроля за состоянием финансов как государства, так и экономических агентов.
Как и любая система, налоговая система имеет свою структуру. Она включает в себя (исходя из определения налоговой системы) все виды налогов, действующие в государстве в настоящее время. Субъекты налогообложения (налогоплательщики) также являются частью налоговой системы. Вся структура базируется на законодательной базе государства и включает еще в себя органы контроля и взимания налогов.
Преимущества налоговой системы
Налоговая система имеет много компонентов (подсистем). Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому важен комплексный подход в налоговой политике. Рассмотрим, к примеру, общую систему налогообложения (наиболее распространенную в России).
Данная система предусматривает поступления от наибольшего количества налогов. Это налоги на прибыль, на добавленную стоимость, страховые взносы и т.д. . Ставка налога определяется законодательством. налог на прибыль удерживается с юридических лиц. Налог на добавленную стоимость включен в цену товаров и услуг. Поэтому его плательщиками являются как юридически, так и физические лица.
Согласно действующему в стране (Российской Федерации) законодательству общей системой налогообложения пользуются те налогоплательщики, чьи условия не подходят под другие системы налогообложения или они не определились с системой налогообложения (не выбрали другую систему).
К преимуществам общей системы налогообложения относят следующие особенности:
- данная система практически не содержит ограничений по видам деятельности;
- объем выручки предприятия или организации ничем не ограничивается;
- нет ограничений на размеры производственных площадей и количество рабочей силы;
- данная система не ограничивает размеры имущества, находящегося на балансе предприятия (фирмы, компании);
- если предприятие понесло убытки (отрицательная прибыль), то оно не платит налог на прибыль.
Недостатки налоговой системы
К недостаткам общей системы налогообложения можно отнести следующие факты. Согласно данной системе предприятию предстоит выплатить большой объем налогов (значительные суммы). Кроме того бухгалтерия должна предоставить первичную документацию за четыре года и вести полный бухгалтерский учет. Это трудоемкий процесс. Он требует к себе усиленного внимания как правоохранительных органов, так и органов налоговой полиции.
Помимо этого, к категории недостатков налоговой системы Российской Федерации относят то обстоятельство, что она ориентирована на устранение дефицита бюджета. Основным способом достижения этой цели является изъятие доходов предприятий и фирм. Налоговая система страны на сегодня недостаточно связана с уровнем и направлениями развития экономики страны и региона, с деятельностью предприятий-налогоплательщиков (субъектов налогообложения).
Данный факт привел страну к ситуации, когда налоговая система развивается без учета возможностей предприятий и отраслей. А предприятия, испытывая постоянное давление со стороны налоговой системы, либо может стать на грань банкротства и разорения, либо может «уйти в тень». А это, в свою очередь, уменьшает объем налоговых поступлений в бюджет.
Налоговая система должна быть реорганизована таким образом, чтобы стимулировать рост и развитие отечественной экономики. Поэтому в настоящее время разрабатываются методики применения других форм налоговой системы. Сюда относят, например, упрощенную систему налогообложения. Она предусматривает замену многочисленных «традиционных» налогов единым налогом и деятельность субъектов налогообложения в строго ограниченном законодательством правовом поле.