Понятие налогов и налоговой системы
Из школьных курсов литературы и истории мы довольно рано знакомимся с таким термином, как «налог». Уже при изучении основ истории мы узнаем, что налоги появились с формированием государства. В разных странах и в разные времена существовали различные налоги и способы их сбора.
Налогами называются обязательные безвозмездные платежи, взимаемые государством (органами государственной власти различных уровней) с юридических и физических лиц для финансового обеспечения деятельности государства и его структурных образований и подразделений.
Очень близки к налогам пошлины и сборы (например, таможенные или акцизные). Но, в отличии от налогов они носят не безвозмездный характер. Сборы и пошлины представляют собой результат или условие соглашений между плательщиком и государством о совершении определенных действий как плательщиком, так и в отношении него. Налоги взимаются в принудительном порядке. Этот процесс регулируется специальным налоговым законодательством страны и осуществляется специальными органами (фискальными органами).
Налоговой системой государства называется совокупность всех установленных в государстве налогов, принципы, формы и методы их установления, изменения, сбора и контроля.
В каждой стране существуют свои особенности налогов. Их перечень может со временем изменяться. Существует большое количество разновидностей налогов. Все их можно условно объединить в несколько групп:
- прямые;
- косвенные;
- аккордные;
- подоходные.
Прямые налоги – это налоги, взимаемые с экономических агентов за доходы от факторов производства.
К ним относят налоги на доходы физических лиц, налоги на прибыль и т.п..
Косвенными налогами называются платежи за товары и услуги, которые уже включены в цену товара.
В категорию косвенных налогов входят налог на добавленную стоимость, акцизные сборы. Аккордные налоги устанавливаются государством не зависимо от уровня дохода объекта налогообложения (экономического агента). А подоходный налог представляет собой определенный процент от дохода. Различают прогрессивный, регрессивный и пропорциональный виды подоходного налога.
Функции и задачи государственной налоговой системы
Как уже упоминалось в начале, налоги возникли одновременно с государством. Денежные поступления от сбора налогов направлялись на обеспечения нужд правителей, государственного аппарата, армии. Со временем функции налогов и налоговой системы становились все более разнообразными. В настоящее время выделяют следующие функции налогов и налоговой системы:
- фискальная;
- распределительная;
- регуляторная;
- функция контроля.
Под фискальной функцией понимают сбор денежных средств для формирования государственного бюджета. Это наиболее древняя и главная функция налогов. Поэтому во многих странах уклонение от уплаты налогов считается самым тяжким государственным преступлением.
Распределительная функция налогов состоит в перераспределении собранных средств между соответствующими статьями государственного бюджета. Происходит выделение денег для поддержания малоимущих и слабо защищенных слоев населения страны, финансирование общественных благ. Регуляторная функция заключается в стимулировании, дестимулировании производства или для воспроизводства используемых ресурсов.
Контроль заключается в отслеживании своевременности и полноты финансовых поступлений в бюджет и сопоставления величины финансовых ресурсов. Это очень важно для планирования дальнейшего экономического и политического развития государства.
Краткая характеристика Сингапура
Сингапур (официальное название – Республика Сингапур) – это островной город-государство, находящийся на юго-восточной оконечности Евразии. В его состав входит $63$ острова. Сингапур имеет морские границы с Малайзией и Индонезией. Сегодня это одно из богатейших и самых развитых государств Азии. Площадь государства постоянно увеличивается благодаря специальной программе намыва территорий.
С середины $ХІХ$ века Сингапур был британской колонией. В годы Второй мировой войны он был оккупирован Японией. С $1951$ года Сингапур был провозглашен самоуправляемым государством в составе Британской империи. А с $1965$ года он провозглашен независимым государством.
Примечательным является тот факт, что государство, лишенное важных природных ресурсов (даже питьевая вода закупалась в соседних государствах), смогло за период $1959-1990$ годов полностью решить многочисленные проблемы и стать высокоразвитой страной с очень высоким уровнем жизни. Основой стратегии государственной политики стало стремление превратить Сингапур в крупнейший финансовый и торговый центр Юго-Восточной Азии. В результате реформ Сингапур стал государством с одним из наименее низких уровней коррупции.
Особенности налоговой системы Сингапура
Важная роль в экономическом развитии Сингапура отводится налоговой политике и налоговой системе. Для привлечения инвесторов и стимулирования местного предпринимательства неоднократно реформировалась государственная налоговая система. Параллельно происходило реформирование законодательства и судебной системы.
После реформ $2003$ года в стране была введена одноуровневая система налогообложения предприятий. Она предполагает обложение налогами только на уровне предприятий. Полностью освобождены от уплаты налогов учредители-резиденты Сингапура за полученные дивиденды.
Налоговая система государства очень похожа на аналогичные системы Гибралтара и Гонконга. В основу положен территориальный принцип налогообложения. Основные виды государственных налогов Сингапура следующие:
- подоходный налог физических лиц;
- корпоративный налог;
- налог на товары и услуги;
- налог на имущество;
- налог на доход от аренды;
- гербовый сбор;
- таможенные пошлины и акцизы;
- налоги на транспортные средства;
- налог на ставки;
- налог на казино для налоговых резидентов;
- налог на иностранную рабочую силу;
- сбор за обслуживание в аэропорту.
Для сбора налогов была создана следующая система. Налоги с доходов физических лиц, корпоративный налог, налог на имущество. Налог на товары и услуги, налог на ставки и гербовый сбор взимает специальное Управление (Служба) внутренних доходов Сингапура (IRAS). Остальные виды налогов взимаются другими государственными учреждениями во главе со специально назначенными чиновниками.