С развитием процессов глобализации и формированием, так называемого, международного рынка, деятельность крупных компаний в большинстве случаях не ограничивается пределами конкретной территории (даже в пределах одного государства), а распространяется на многие страны. В таких условиях актуализировался вопрос о выборе национальности компании – то есть о выборе места ее регистрации, в том числе, исходя из привлекательности условий для ведения бизнеса и установленной величины налогообложения.
Одним из видов соответствующих благоприятных зон, выступают низконалоговые юрисдикции, определение которых может быть сформулировано следующим образом:
Низконалоговая юрисдикция – конкретное государство или определенная территория, в пределах которых иностранным инвесторам предоставляется право не уплачивать налоги с осуществляемой вне соответствующей территории деятельности, либо уплачивать их по сниженным ставкам.
В качестве классического примера низконалоговой юрисдикции выступает Кипр, который нередко ошибочно ассоциируется с оффшорным бизнесом. На самом деле Кипр является не оффшорной зоной, а низконалоговой юрисдикцией. Иное было бы прямо невозможно ввиду членства Кипра в Европейском Союзе, нахождения в зоне Евро, и распространения на его юрисдикцию положений развитого европейского законодательства.
Тем не менее, Кипр по праву признается выгодной юрисдикцией для ведения предпринимательской деятельности, ввиду наличия следующих свойств низконалоговой юрисдикции:
Несмотря на совокупность обозначенных выше преимуществ кипрской низконалоговой юрисдикции, представляется необходимым отметить, что в последние годы имидж Кипра с точки зрения ведения предпринимательской деятельности сильно ухудшился, ввиду широкого притока «серого» бизнеса и ассоциирования Кипра с оффшорными организациями.
В то же время, Кипр не является единственной современной низконалоговой юрисдикцией – наряду с ним, к числе таковых относятся Великобритания, Люксембург, Сингапур, и т.д.
При этом особое внимание в настоящее время, в процессе поиска наиболее привлекательных условий для ведения международного бизнеса, уделяется Сингапурской юрисдикции.
Сингапур как низконалоговая зона – это респектабельная юрисдикция, территориально расположенная в юго-восточной Азии, в пределах которой созданы привлекательные условия для осуществления надгосударственной коммерческой деятельности, в том числе связанные с системой льготного налогообложения.
В числе основных признаков Сингапура как низконалоговой юрисдикции могут быть названы:
Кроме того, в отличие от классических офшоров и иных низконалоговых юрисдикций, Сингапур не попадает ни в один из списков «нежелательных юрисдикций», в связи с чем, регистрация компании в Сингапуре не повлечет негативных последствий для ее хозяйственной деятельности.
Основной отличие между классическими офшорами и низконалоговыми юрисдикциями заключается в том, что в-последних, как было отмечено выше, иностранным компаниям предоставляются льготные условия по уплате налогов с деятельности, осуществляемой вне пределов соответствующей юрисдикции, в то время как в классических офшорах соответствующие налоги не уплачиваются вовсе.
Тем не менее, низконалоговые юрисдикции обоснованно считаются более престижными, поскольку компании, зарегистрированные в классических офшорах, в настоящее время пользуются меньшим доверием со стороны иностранных (в большей степени европейских) контрагентов, что может породить сложности во взаимодействии с клиентами и партнерами.
Кроме того, органы государственной власти многих государств в настоящее время прямо расценивают регистрацию компании в оффшорной зоне как способ уклонения от уплаты налогов, а соответствующие территории вносятся в правительственные «черные списки», как зоны с неблагоприятным налоговым климатом.
Еще одним отличием оффшорных зон и низконалоговых юрисдикций выступает то, что для последних характерно участие в договорах об избежании двойного налогообложения со многими зарубежными странами, в отличие от оффшорных зон, которые подобных соглашения не заключают.