Общие понятия о государствах и налоговых системах
Неотъемлемой частью развития нашей цивилизации есть возникновение государств. Это закономерный процесс общественного развития. Его причиной является трудовая деятельность человека и повышение ее эффективности. Появление излишков труда приводит к расслоению общества, появлению классов и каст и формированию государственности.
Государством называют форму и систему управления определенной территорией, населением и хозяйством этой территории.
Государство – это система политической власти в обществе.
Государственный аппарат нуждался в содержании. Поэтому появилась система сборов материальных ценностей (денег, натуральной продукции)на потребности властных структур и на нужды государства (содержание армии и чиновников, судебных органов, обустройство дорог и пр.). У разных народов и в разные времена эти сборы имели различные названия. Сегодня они называются налогами.
Налоги – это обязательные (принудительные) безусловные и безвозмездные денежные платежи, взимаемые государством (государственными органами различных уровней) для обеспечения выполнения государством его функций.
Совокупность налогов, порядок их введения и отмены, принципы и методы начисления и взимания, органы по осуществлению контроля и сбора налогов, законодательная база, регулирующая эти процессы, образуют налоговую систему государства.
Характер и особенности налоговой системы каждой страны определяется ее законодательной базой и целями государственной политики. Но несмотря на разнообразие, все налоги и налоговые системы призваны выполнять одни и те же задачи. Таковыми являются:
- формирование приходной части государственного бюджета (фискальная функция налогов);
- перераспределение поступивших в бюджет средств (распределительная задача налоговой системы);
- регулирование экономики с помощью налоговой политики (регуляторная задача налоговой системы);
- контроль финансового состояния как государства, так и субъектов налогообложения (контролирующая функция налоговой системы).
Краткая характеристика Швеции
Швеция – это одна из крупнейших государств Европы. Она расположена на Скандинавском полуострове. По государственному устройству она является унитарным государством, конституционной монархией.
История формирования Шведского королевства восходит к началу $Х$ века. Тогда создавались союзы племен викингов, заслуживших себе славу непревзойденных воинов. Постепенно Швеция в ходе завоевательских воен расширила свои владения на весь Скандинавский полуостров и значительную часть побережья Балтийского моря.
Но поражение в Северной войне с Россией послужило началом длительного упадка в развитии страны. Поэтому на путь индустриализации Швеция встала несколько позже, чем ведущие страны Европы. Только в $ХХ$ веке, проводя политику нейтралитета, Швеция смогла активизировать развитие своей экономики.
В средине $ХХ$ века были заложены основы нынешней стабильности экономического развития страны. В настоящее время Швеция находится в группе стран-лидеров по индексу уровня человеческого развития (по условиям жизни и деятельности граждан). В стране уделяется серьезное внимание доступности образования и медицинского обслуживания всем гражданам. Важное место в государственной политике принадлежит усилиям по поддержанию благоприятной экологической обстановки.
Все это стало возможным в результате тщательно спланированной экономической политики правительства. Основной упор, начиная с $60$-х годов $ХХ$ века, делался на высокие технологии и продуманную социальную политику. Ведущими отраслями национальной экономики являются машиностроение (автомобилестроение, авиастроение, радиотехника и радиоэлектроника, судостроение), электроэнергетика, легкая, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность. Значительные доходы в бюджет государства поступает от туризма и сферы услуг.
Особенности шведской налоговой системы
Немаловажная роль в поддержании высоких жизненных стандартов принадлежит государственной налоговой системе Швеции. Она построена так, что высокий уровень заработной платы соответствует высоким налоговым ставкам. Они могут достигать $55$% заработка гражданина.
Основными видами налогов, обеспечивающими основные поступления в государственные бюджеты всех уровней в Швеции, являются:
- налог на прибыль;
- подоходный налог;
- налог на добавленную стоимость (НДС).
Согласно действующему на сегодня налоговому законодательству Швеции, все коммерческие предприятия и организации (в том числен и их филиалы), которые ведут свою экономическую деятельность на территории государства, обязаны платить налог на прибыль (более $20$%). Налогообложению подлежит общемировой доход предприятий-резидентов и доход нерезидентов, полученный из шведских источников. Предприятие считается резидентом, если оно включено в Регистр предприятий Швеции.
Согласно шведскому налоговому законодательству налоговый период равен $12$ месяцам. Но его календарные границы могут не совпадать с календарным годом. Как правило, налоговый период (финансовый год) должен завершаться $30$ апреля или $31$ августа, или $31$ декабря.
Подоходный налог обязаны платить физические лица-резиденты страны. Кроме того налогообложению подоходным налогом подлежат физические лица, которые ранее проживали в Швеции, в случае наличия жилья или семьи в стране. Обязаны платить его и иностранцы, если они пребывали на территории государства более $183$ дней календарного года (или налогового периода). Подоходный налог делится на две части – муниципальную и национальную (общегосударственную).
Налог на добавленную стоимость в Швеции взимается со всех физических и юридических лиц, которые реализуют на территории страны свои товары и услуги. Причем, взимание налога может происходить на любом этапе реализации товара. Ставка налога бывает различной (от $6$% до $25$ %). Она зависит от характера товаров или услуг. В отдельных случаях предусмотрено освобождение от уплаты данного налога.