Понятие налогов
Налоги - это индивидуально безвозмездные обязательные платежи, которые взимаются с физических лиц и организаций путем отчуждения средств, принадлежащих им на праве собственности. Целью взимания налогов является финансовое обеспечение деятельности муниципальных образований и государства в целом.
Налоги отличаются от пошлин и сборов тем, что что взимание сборов и пошлин связано с обязательным осуществлением определенных действий по отношению к их плательщикам.
Налоговая система государства состоит из:
- совокупности установленных на данной территории налогов,
- форм, методов и принципов их установления, отмены, изменения и контроля.
Налоги обладают следующими признаками:
- императивно обязательный характер. Гражданин обязан уплачивать налог, он не делает это на добровольной основе, как в случае с благотворительными взносами. У налогоплательщика нет права отказываться от исполнения своих налоговых обязанностей,
- индивидуальная безвозмездность. Тот факт, что гражданин уплачивает налог, не порождает со стороны государства встречных обязанностей по отношению конкретно к данному налогоплательщику. Налогоплательщик не получает какую-либо прямую материальную выгоду от уплаты налогов. После уплаты налога он не получает новых субъективных прав. В то же время, налогоплательщики имеют право пользоваться культурно-социальными благами, финансируемыми за счет налоговых платежей,
- исключительно денежный характер платежа. Эта характеристика содержится в Налоговом кодексе Российской Федерации. Налоги можно уплачивать как в наличной, так и в безналичной форме, но не в натуральной форме,
- нецелевой и публичный характер. Налоги - это основной источник финансирования муниципальных образований и государства. С функциональной точки зрения, налоги нужны для финансового обеспечения внешней и внутренней политики, реализуемой государством, обеспечения нормальной общественной жизнедеятельности.
Функции налогов
К основным функциям налогов относятся:
- Фискальная функция. Как правило, её признают главной функцией налогообложения. Исторически она является наиболее древней. Смысл этой функции заключается в том, что налоги представляют собой преимущественную составляющую доходов государственного бюджета. Реализация фискальной функции осуществляется путем проведения налогового контроля и применения налоговых санкций. Это позволяет добиться максимальной собираемости действующих налогов и создать препятствия для уклонения от их уплаты. Иными словами, фискальная функция выражается в сборе налогов в пользу государства. Эта функция обеспечивает реализацию главного налогового предназначения - мобилизации и формирования государственных финансовых ресурсов. Все остальные налоговые функции являются производными от фискальной. Исследователи признают, что налоги наряду с фискально-финансовыми целями могут преследовать и иные цели, к примеру, социальные и экономические. Таким образом, финансовые цели являются самыми существенными, но не могут быть признаны исключительными,
- Распределительная функция. Второе название этой функции - социальная. Смысл распределительной функции налогообложения сводится к перераспределению получаемых обществом доходов. На более сильные категории граждан возлагается налоговое бремя, что обеспечивает передачу средств слабым и незащищенным категориям граждан,
Регулирующая функция налогообложения служит для того, чтобы посредством применения налоговых механизмов решать те или иные задачи государственной экономической политики. В соответствии с кейнсианскими взглядами, налоги нужны именно для того, чтобы регулировать экономические отношения. В рамках этой функции можно выделить следующие подфункции:
- стимулирующая подфункция связана с поддержкой развития конкретных экономических процессов. Её реализация производится через систему освобождений и льгот. Например, система налогообложения может предусматривать налоговые льготы для малых предприятий, предприятий приоритетных отраслей, занимающихся благотворительностью организаций,
- дестимулирующая подфункция ориентирована на то, чтобы установить препятствия для развития нежелательных экономических процессов,
- воспроизводственная подфункция связана с аккумуляцией средств для восстановления используемых ресурсов. Эта подфункция реализуется с помощью отчислений за воду, минерально-сырьевую базу и т.д.,
Контролирующая функция.
Мировая практика определения налогов как цены услуг государства
В настоящее время на практике реализуются две базовые модели рыночной экономики:
- социально-ориентированная,
- либеральная.
Эти модели отличаются по степени государственного вмешательства в социальные и экономические процессы. В либеральной модели налоговое бремя низкое, но государство мало заботится о налогоплательщиках. Граждане сами получают большинство благ за счёт личных доходов. В социально-ориентированной модели налоговое бремя высокое, но государства ощутимо заботится о налогоплательщиках. Эта модель предусматривает значительные социальные выплаты, гарантии и льготы.
Российская модель рыночной экономики сочетает в себе черты обеих указанных базовых моделей. Это приводит к перекосам в налоговой системе. С одной стороны, налоговое бремя достаточно высоко (если рассматривать всю совокупность налогов, а е отдельно взятый низкий налог на доходы физических лиц). С другой стороны, забота со стороны государства ограничена.
Таким образом, возникает противоречие, вызывающее недовольство со стороны налогоплательщиков, подрывающее их доверие к налоговой системе (и государству в целом). Налогоплательщики не понимают, на что тратятся их налоги, не чувствуют прозрачность налоговой системы и как следствие – не получают должную мотивацию для добросовестного исполнения своих обязанностей.