Национальное хозяйство как экономическая система
Национальное хозяйство – это система экономических отношений, охватывающая территорию целой страны.
Национальное хозяйство представляет собой исторически сложившийся комплекс хозяйственных связей, созданных разными производственными отраслями, появившимися в ходе разделения труда. Сегодня чаще вместо национального хозяйства говорят экономика страны.
Структура национального хозяйства определяется его отраслями.
В зависимости от того, какие отрасли развиты в стране, можно определить перспективы экономического роста. Например, в развитых странах упор делается на сферу услуг и наукоемкие отрасли. Они создают условия для перехода к постиндустриальному обществу.
Базовыми отраслями считаются добывающие отрасли, занимающиеся получением сырья из недр земли. Они развиты в странах, находящихся на пути индустриализации. Более высоким уровнем обладают экономики, где преобладает перерабатывающая промышленность.
Национальное хозяйство определяется в том числе территориальной и социальной структурой. Дело в том, что размещение производства обычно тяготеет к районам, где находятся источники энергии и ресурсов. Социальное деление предполагает разграничение экономики страны в соответствии с формами собственности. Важным фактором размещения остается воспроизводственная структура. Она отражает возможность экономического роста и эффективности. Воспроизводство влияет на возобновление собственных сил, рост совокупного продукта, усиление рабочего потенциала и укрепление всей системы социальных отношений.
Место российской хозяйственной системы в мировой экономике
Российская экономика до сих пор сохраняет элементы переходной. Несмотря на то, что завершение существования командно-административной системы произошло около 30 лет назад, перестройка институтов требует времени и серьезных изменений на всех уровнях.
Факторами, определяющими положение страны на международном уровне являются:
- Процесс глобализации, заставляющий страны втягиваться в систему мирохозяйственных отношений.
- Рост конкуренции между странами.
- Приоритетность внешнеэкономической деятельности над внутриэкономическим развитием.
- Рост инфляции.
- Тенденции в сфере производства.
- Изменение в составе управления процессами и изменение самой системы менеджмента.
Российские предприятия сталкиваются с высокой конкуренцией на международном уровне. Кроме того, законодательство страны мешает компаниям реализовывать свой потенциал на внутреннем рынке. Компании зачастую выживают, поэтому речи о расширении бизнеса не идет. Российское предпринимательство отличает низкий уровень подготовки кадров, отсутствие эффективных систем управления, неумение растить бизнес в перспективе. Макроэкономическая ситуация в стране так же нестабильна, что сказывается на поведении субъектов финансовой и экономической системы.
Государство вмешивается в экономику страны с целью регулирования денежных потоков. Оно занимается перераспределением ресурсов, а также способствует росту инвестиционной привлекательности отдельных отраслей экономики.
Санкции, геополитическое положение России, зависимость экономики страны от цен на нефть ставит национальное хозяйство в тяжелое положение. Страна не обладает достаточной финансовой и экономической устойчивостью, что негативным образом сказывается на перспективе. Задачи государства в сфере внешнеэкономической деятельности заключаются в поддержании уровня и динамики развития национального хозяйства, поддержания достаточной степени открытости экономики.
Сегодня правительство страны ориентировано на развитие внутреннего рынка и усиление собственных предприятий, с целью создания конкуренции в перспективе в определенных отраслях мирового хозяйства.
Сегодня экономическая политика России направлена на укрепление внутреннего рынка. На мировой арене страна пытается сохранить имеющееся положение в сфере торговли ресурсами. Однако, уже есть понимание зависимости от цен на нефть, поэтому разрабатываются и вводятся новые программы экономического развития. Например, одним из приоритетных направлений считается продажа электроэнергии за рубеж. В связи с этим из государственного бюджета выделены средства для модернизации имеющихся мощностей, а также для строительства современной инфраструктуры.
Сложности в построении отношений с западными партнерами негативным образом сказались на экономике страны. Поэтому основной упор в построении международных отношений сегодня сделан на азиатские страны. Некоторые эксперты предполагают, что движение в этом направлении может усилить положение страны на мировой арене уже к 2030 году. Положение страны дает возможность взаимодействовать как с развивающимися, так и с развитыми странами. Несмотря на санкции и ограничения Западная Европа нуждается в российском газе. Так же европейские страны используют российский рынок для сбыта различной продукции. То есть отношения осуществляются на взаимовыгодных условиях.
Эксперты признают, что переходный период в стране затянулся, поэтому Россия не может развиваться достаточно быстрыми темпами. Они предлагают сделать упор на сильные стороны экономики. Например, диверсификация сырьевой добычи и создание перерабатывающих производств может создать новые конкурентные преимущества, а также снизить стоимость продуктов этих отраслей для внутренних покупателей. Ведь расширение внутреннего рынка способствует росту производительности и стремлению к инновационной деятельности.
У России есть потенциал, который может укрепить ее положение на мировой арене. Но для этого необходимо решить внутренние проблемы и стабилизировать национальное хозяйство и только после этого переходить к освоению мирового рынка.