Характеристика монопольной власти
Монопольная власть – это способность предпринимателя оказывать воздействие на ценообразование рынка, через оперирование ценой своего товара и объемом его предложения.
Монопольная власть предполагает захват рыночного сегмента или всего рынка отдельными производителями, диктующими цены на рынке и, исключающими свободную конкурентную борьбу.
Монополист самостоятельно решает, какое количество товара или услуг ему продать и по какой цене.
Следует отметить, что монопольная власть не всегда бывает безграничной. Все зависит от уникальности продукта, предлагаемого монополистом, его доли на рынке и наличия близких данному товару заменителей. На уровень монопольной власти оказывают воздействие следующие факторы:
- Эластичность спроса. Чем она выше, тем ниже монопольная власть. Эластичность спроса является параметром, отражающим изменение спроса потребителей ввиду изменения цен. Когда спрос эластичен, то производитель не может поднять цену выше некой рыночно определенной. При низкой эластичности спроса такие возможности открываются. Эластичность спроса является хорошим барьером для установления монопольной власти. При высокой эластичности потенциал монополистов значительно снижается. Эластичность отображает, насколько сильно потребители реагируют на изменения цен.
- Количество крупных фирм, производящих однородную продукцию. Деятельность каждой фирмы ограничивает монопольную власть остальных. Естественно, что фирма выигрывает в случае, если она является чистым монополистом. Когда количество фирм растет, то контроль каждой из них над ценами становится затруднительным. Крупные фирмы захватывают рынок или его большую долю и устанавливают там свои правила.
- Отсутствие качественных заменителей продукции, выпускаемой монополистом.
- Характер взаимодействия крупных фирм, которые могут заключать договора о ценах, местах и условиях сбыта, влиять на получение крупных заказов.
- Временные параметры и условия реализации деятельности монополиста. Время оказывает существенное влияние на поведение каждого рыночного субъекта и деятельность его конкурентов.
- Масштабность деятельности. Как правило, снижение издержек производства под силу только крупных производителям. Масштабность деятельности производителя рассматривается и в абсолютном выражении, и в отношении доли рынка. Таким образом, крупная фирма получит монопольную власть в определенном рыночном сегменте, создав барьеры для вступления новых продавцов, являющихся более мелкими и, неспособными выжить в конкуренции с крупным производителем. Начинать же масштабное производство с нуля, достаточно сложно.
Монопольная власть позволяет ее владельцу проводить ценовую дискриминацию. Она является способом оперирования ценой, т. е. установление разных цен на один и тот же товар или услугу, не обусловленных их себестоимостью. Различие цен связано, прежде всего, с возможностью монополиста разграничивать потребителей по эластичности их спроса на определенный продукт. Производитель стремится поднять свою прибыль, максимизировать ее, не прибегая к экономии на издержках, а, присваивая себе излишек потребителя.
Количественные показатели монопольной власти
Для определения уровня монопольной власти на рынке, а также для дачи ей количественной оценки используются следующие показатели.
Норма экономической прибыли. Данный коэффициент был разработан Джоном Бэйном. Он является индексом, демонстрирующим экономическую прибыль, получаемую за единицу денежных средств, вложенных в свое производство. В зависимости от значения данного индекса, можно судить об уровне монопольной власти. При его отсутствии или низком уровне, коэффициент будут близок к нулевому значению. Чем выше монопольная власть на конкретном рынке или его сегменте, тем выше значение данного показателя. Норма экономической прибыли определяется отношением чистого дохода организации к стоимости ее активов. Таким образом, данный индекс является показателем отдачи каждого вложенного актива.
Индекс А. Лернера. Он рассчитывается по формуле:
L = (P — MC) / P
где:
- L - индекс монопольной власти Лернера;
- Р - монопольная цена;
- МС - предельные издержки;
Когда уровень монопольной власти будет низким, то показатель будет близок к нулевому значению. Его рост отражает увеличение монопольной власти. Данный показатель показывает зависимость уровня монопольной власти от установленных монополистом цен, его издержек и эластичности спроса на продукцию монополиста.
Коэффициент Тобина. Он обозначается буквой q и отражает зависимость между рыночной стоимостью монополиста и ценой его активов:
q = P/C,
где:
- Р - рыночная стоимость активов фирмы. Она рассчитывается, исходя из текущей стоимости акций на финансовом рынке;
- С - восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам.
Данный коэффициент является показателем прибыльности деятельности экономического субъекта. Когда его значение равно нулю, то идет речь о разорении компании. При стабильном финансовом развитии коэффициент Тобина равняется единице или близком к ней значении, а если планируется повышение цен при сохранении издержек производства на том же уровне, то коэффициент превышает единицу. Это говорит о захвате монопольной власти.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI). Он является показателем распределения рыночной власти между всеми участниками рынка и рассчитывается по формуле:
$HHI = S_1^2 + S_2^2 + S_3^2 + ... + S_n^2$
где $S_1, S_2, ..., S_n$ - это процентные доли конкурентов в рынке.