Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Показатели рыночной власти фирмы

Определение 1

Рыночная власть фирмы - это способность хозяйствующего субъекта устанавливать цены выше рыночных, влиять на ценообразование, обходя конкурентов.

Такая власть позволяет фирмам минимизировать затраты, снижать объемы выпуска, сохраняя при этом величину выручки. По сути, фирма, которая обладает рыночной властью, является монополией. Она имеет возможности устанавливать цены, независимо от рыночного уровня цен, влиять на рынок и его отдельные параметры функционирования.

Источники формирования рыночной власти фирмы

Рыночная власть фирмы выступает ограничением свободной конкуренции. Это обуславливает борьбу органов государственной власти с рыночной властью фирм и разработку механизма противодействия формирования монополий.

Рыночная власть фирм формируется на основе следующих параметров:

  • сокращение числа хозяйствующих субъектов на товарных рынках, что позволяет получить контроль над ценами и иными рыночными параметрами крупным фирмам рынка;
  • рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке;
  • нежелание хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, вести самостоятельную конкурентную борьбу, действовать индивидуально, без сговоров и объединений с другими фирмами;
  • заключение между фирмами договоров разного рода: об объемах продаж, ценах, исполняемых условиях деятельности и т. д.

Монопольная власть дает фирмам возможности установления цен, превышающих предельные издержки. При меньшей эластичности спроса конкретная фирма обладает большей монопольной властью. Таким образом, конечной причиной формирования монопольной власти хозяйствующего субъекта выступает эластичность спроса. Одни фирмы получают монопольную власть, т. е. их кривая спроса характеризуется высокой эластичностью, а другие ее не имеют, т.е. их кривая спроса характеризуется низкой эластичностью.

«Показатели рыночной власти фирмы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Рыночная власть фирм является нелегитимным направлением деятельности хозяйствующего субъекта. В стране разрабатывается антимонопольное законодательство, регламентирующее контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов и, ориентирующееся на поддержание свободной конкуренции на рынках. При этом, монопольная власть фирм требует своего выявления. Для этого, проводится анализ деятельности хозяйствующего субъекта и по установленным показателям оценивается наличие или отсутствие его рыночной власти.

Показатели монопольной власти фирмы

Основными критериями монопольной власти фирм являются:

  1. Коэффициент Бейна (норма экономической прибыли). Он отражает норму экономической прибыли хозяйствующего субъекта, приходящуюся на единицу вложенного капитала. Данный показатель рассчитывается как отношение разницы бухгалтерской прибыли и нормальной прибыли фирмы / Собственный капитал фирмы. В рамках свободной конкуренции товарного рынка и финансовых рынков, функционирующих продуктивно, норма экономической прибыли должна быть одинаковой (нулевой) для различных видов активов. Когда обнаруживается, что норма прибыли конкретного актива или активов превышает конкурентную, то хозяйствующий субъект стремится вкладывать средства в него, что нарушает законы совершенной конкуренции. При расчетах нормальная прибыль получается вычитаем из бухгалтерской прибыли суммы экономической прибыли. Для акционерных обществ нормальная прибыль равна максимальному доходу, который бы получили акционеры, при вложении средств в иные направления, проекты с идентичным уровнем риска. Важно отметить, что при расчетах, зачастую получаются искаженные данные, поскольку, имеются сложности с разграничением бухгалтерской и экономической прибыли. Также, норма доходности искажается амортизацией.
  2. Коэффициент Лернера. Он ориентирован на оценку уровня конкурентности того или иного рынка. Расчет данного показателя осуществляется несколькими способами:

    • когда на рынке функционирует только одна фирма, обладающая монопольной властью, то формула расчета принимает вид:

    Формула. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Рисунок 1. Формула. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    где: Р = Рт — монопольная цена; МС — предельные издержки монополии.

    • в условиях олигополии осуществляется расчет показателя как для отдельной фирмы, так и для рынка. Для фирмы расчет ведется по формуле:

    Формула. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Рисунок 2. Формула. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    где MCj — предельные издержки i-й фирмы; S{ — рыночная доля г-й фирмы.

    • для рынка расчет осуществляется так:

    Формула. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Рисунок 3. Формула. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    где МС — средневзвешенные по доле предельные издержки; HHI — индекс Херфиндаля — Хиршмана

  3. Коэффициент Тобина. Он ориентирован на определение рыночной стоимости активов хозяйствующего субъекта и их сравнении с внутренней стоимостью этих активов, включающей стоимость всех расходов на их приобретение в конкретный временной период.

    Формула. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Рисунок 4. Формула. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Внутренняя или восстановительная стоимость активов фирмы равна альтернативным издержкам возмещения активов фирмы (ее ресурсов, факторов производства) в данный момент. У фирмы идентифицируется монопольная власть при превышении рыночной стоимости активов над их восстановительной стоимостью. При этом коэффициент Тобина превышает единицу. Чем больше его величина, тем большей властью обладает фирма.

  4. Коэффициент Папандреу. Он ориентируется на расчет мощностей фирм-конкурентов через оценку перекрестной эластичности спроса. Формула расчета имеет следующий вид:

    Формула. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Рисунок 5. Формула. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    где Xj — коэффициент ограниченности мощности конкурентов, который равен отношению потенциального увеличения выпуска продукции к росту объема спроса, обусловленного снижением цены; Q, — величина спроса на продукцию фирмы.

    Таким образом, данный показатель позволяет определить изменения объемов продаж хозяйствующего субъекта (в процентном отношении) при изменении ценовой политики конкурентов на рынке (рассматривается изменение цен на 1 %). Посредством расчет данного показателя удается оценить лимитированность мощностей конкурентов, их возможности влиять на цены и выявить наличие на рынке товаров-заменителей. Низкое значение показателя отражает высокий уровень монопольной власти фирмы.

Каждый из рассмотренных показателей отражает проведение оценки экономической прибыли, либо разницы между ценой и предельными издержками.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 14.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot