Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Индекс Херфиндаля - Хиршмана

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Индекс Херфиндаля - Хиршмана
Индекс Херфиндаля - Хиршмана

Сущность и предназначение индекса Херфиндаля-Хиршмана

Определение 1

Индекса Херфиндаля-Хиршмана (от англ. Herfindahl-Hirschman Index, сокращенно - HHI) – это специальный показатель, используемый для оценки степени рыночной монополизации, то есть монополизации отрасли.

Данный показатель был разработан в далеком 1945 году в США и назван в честь двух выдающихся экономистов:

  • Альберта Хиршмана;
  • Орриса Херфиндаля.

Первоначально формула расчета индекса HHI была придумана А. Хиршманом, однако несколько лет спустя О. Херфиндаль предложил ее модифицированную версию. Именно она и используется сегодня. В настоящее время индекс Херфиндаля-Хиршмана служит одним из немногих экономических показателей, которые используются на практике для оценки рыночной доли.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана представляет собой общий показатель рыночной концентрации, нередко используемый для определения рыночной конкурентоспособности до и после сделок слияний и поглощений. В то же время индекс представляет собой меру рыночной концентрации – чем выше рыночная концентрация, тем меньшее число конкурентов на нем представлено и, соответственно, тем ближе исследуемый рынок к монополии. По большому счету он выступает мерой конкуренции между компаниями и смежными отраслями. В то же время он нередко используется для диверсификации портфеля; в частности, с его помощью определяется количество позиций в портфеле.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана является одним из основных индикаторов, посредством использования которого можно различать рынки по степени конкуренции (рынок совершенной и монополистической конкуренции, а также рынки олигополии и чистой монополии). В действительности данный показатель отражает число компаний, представленных в рамках конкретного рыночного сегмента, а также долю производимой ими продукции.

Сегодня индекс Херфиндаля-Хиршмана служит довольно эффективным индикатором изменения доли рынка компании. Кроме того, он косвенным образом указывает на величину экономической прибыли, получаемой за счет использования монопольной власти. В настоящее время данный индекс активно используется американским государством для анализа планируемых сделок по слиянию и реализации антимонопольной политики. Его главным достоинством считается способность к наглядной демонстрации перераспределения частей отрасли между разными компаниями.

Общая методика расчета индекса Херфиндаля-Хиршмана

Численное определение индекса Херфиндаля-Хиршмана дает возможность определить, достаточно ли конкурентоспособен рынок и какая фирма на нем выступает в роли монополиста.

Для расчета индекса Херфиндаля-Хиршмана авторами разработана специальная формула. Она имеет следующий вид (рисунок 1). Рассмотрим ее более подробно.

Формула расчета индекса HHI. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Формула расчета индекса HHI. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Согласно предложенной на рисунке 1 формуле индекс Херфиндаля-Хиршмана рассчитывается как суммарная квадратура рыночной доли каждой компании, конкурирующей на рынке. Таким образом, $S_1^2$ представляет собой ни что иное как возведенную в квадрат процентную долю товаров и услуг фирмы в определенной отрасли. Определяется она отношением продаж товаропроизводителя на рынке к общему объему товаров и услуг в отрасли.

Расчетная величина индекса Херфиндаля-Хиршмана должна находиться в диапазоне от 1 до 10000, где 10000 свидетельствует о полной монополизации рыночного сектора экономики одной фирмой. В идеале, в условиях рыночной конкуренции, значение индекса HHI должно быть приближено к нулю, поскольку в этом случае доля рынка будет разделена поровну между компаниями. Эксперты считают, что значение индекса менее 1000 свидетельствует о хорошей конкуренции. Если же его величина колеблется в диапазоне 1000-1800, на рынке имеет место быть умеренная концентрация. Значение индекса свыше 1800 указывает на высокую степень рыночной концентрации. Таким образом, в зависимости от числовой величины индекса Херфиндаля-Хиршмана выделяют следующие типы рынков:

  • низко концентрированные рынки;
  • умеренно концентрированные рынки;
  • высоко концентрированные рынки.

В целом справедливо говорить о том, что представленная на рисунке 1 формула позволяет размежевать влияние на индекс Херфиндаля-Хиршмана числа компаний в отрасли и разделение рынка между ними. В том случае, если все фирмы контролируют одинаковые части рынка, показатель разброса будет равен нулю. Само значение индекса обратно пропорционально числу компаний, представленных на рынке. Однако, при условии наличия фиксированного количества производителей индекс HHI будет увеличиваться одновременно с увеличением разница между частями компаний в отрасли.

Пример расчета индекса Херфиндаля-Хиршмана

Рассмотрим особенности расчета индекса Херфиндаля-Хиршмана на конкретном примере. Предположим, что на рынке функционирует всего четыре компании. Каждая из них занимает определенную долю рынка:

  • первой компании принадлежит 40% рынка;
  • второй компании принадлежит 30% рынка;
  • третьей компании принадлежит по 15% рынка;
  • четвертой компании принадлежит по 15% рынка.

Итого получаем: 40% + 30% + 15% + 15% = 100%.

Далее по формуле, представленной на рисунке 1, произведем расчет индекса Херфиндаля-Хиршмана. В результате получим:

$40^2 + 30^2 + 15^2 + 15^2 = 1 600 + 900 + 225 + 225 = 2 950$.

Таким образом, данную отрасль можно смело относить к категории высоко концентрированных, поскольку общее число фирм в отрасли невелико.

Рассмотрим другой пример. Предположим, что на рынке функционирует 20 компаний. Из них 19 фирм имеют долю рынка в размере 2, 71%, а еще на одну компанию приходится 48,59% всего рынка. В этом случае значение индекса Херфиндаля-Хиршмана составит 2500, что указывает на высокую степень концентрации рынка.

Если же одна компания из 20 имела бы долю рынка в размере 35,82%, а все прочие фирмы имели бы в распоряжении 3,38% рынка, то расчетное значение индекса Херфиндаля-Хиршмана составило бы 1500, что, в свою очередь, свидетельствует о достаточно уровне рыночной конкуренции.