Общие сведения о недобросовестной конкуренции
Недобросовестная конкуренция – это использование незаконных и, противоречащих нормам морали методов получения преимуществ в предпринимательской деятельности.
Последствия недобросовестной конкуренции проявляются в отрицательных факторах воздействия на различных субъектов рыночных отношений. Это могут быть барьеры вхождения на рынок, убытки бизнеса отдельных участников конкурентной борьбы, потеря деловой репутации, снижение доверия к фирме со стороны клиентов и контрагентов и др. Недобросовестная конкуренция позволяет предпринимателям, прибегающим к методам такой борьбы, получить преимущества в отрасли, завоевать расположение клиентов и максимизировать свою прибыль в кратчайшие сроки, но с нанесением ущерба другим субъектам экономики.
Недобросовестная конкуренция, также, сопряжена с дезинформацией потребителей. Основные причины применения недобросовестных методов конкурентного противостояния:
- потребность быстрого продвижения на рынке;
- отсутствие необходимости прилагать существенные усилия маркетингового продвижения;
- минимизация маркетинговых затрат;
- отсутствие необходимости проведения разработок и анализа различных технологий производства;
- отсутствие желания прилагать усилия для собственного развития и завоевания расположения клиентов, ориентация на «потопление» конкурента путем распространения ложной информации о его деятельности.
Признаки недобросовестной конкуренции
Основополагающими признаками недобросовестной конкуренции являются:
- ориентация на получение хозяйствующим субъектом рыночных преимуществ, необходимых для максимизации прибыли, что является основной целью коммерческой деятельности;
- выполнение действий, операций, которые противоречат нормам права и законодательным основам предпринимательской деятельности;
- выполнение действий, противоречащих обычаям ведения бизнеса;
- нарушение этической стороны предпринимательства, т. е. выполнение действий, противоречащих моральным и нравственным основам, присущим конкретному обществу;
- возникновение отрицательных последствий в конкретном рыночном сегменте, на конкретном рынке или в деятельности отдельного хозяйствующего субъекта. Это может быть фактический или потенциальный ущерб, понесенный в результате применения методов недобросовестного конкурентного противостояния.
Виды недобросовестной конкуренции
Основными видами недобросовестной конкурентной борьбы являются:
- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, приводящих к несению конкурентами убытков различного характера. Такой вид конкуренции, прежде всего, связан с воздействием на репутацию конкурента и ее ухудшение. Как правило, для этого осуществляется распространение ложных данных о его деятельности, качестве его продукции, применяемых им технологиях и его рыночных позициях;
- введение в заблуждение. Оно связано со словесными заявлениями о качестве продукции, объемах ее выпуска, ее ассортименте, которые не соответствуют реальному состоянию;
- некорректное сравнение. Оно связано с демонстрацией своей продукции, проведением ее презентации с опорой на ее сопоставление с продукцией конкурентов, производящих аналогичные товары. При этом, используется недостоверная информация о деятельности конкурента, его услугах или продукции;
- незаконное использование объектов интеллектуальной собственности. Они применяются в производственном процессе без получения лицензии, покупки права на их использование и др.;
- незаконное получение, использование, разглашение информации. Имеется в виду коммерческая тайна и иные сведения, относящиеся к тайным и запрещенным к раскрытию на уровне закона. Данная форма проявляется в том, что полученная информация используется против субъекта хозяйствования с целью дезорганизации его работы.
Также, одним и видов недобросовестной конкуренции является демпинг. Демпинг связан с занижением цены. Занижение делается искусственно. По сути, компания устанавливает цены ниже себестоимости продукции. Цены ниже рыночных привлекают клиентов, заставляя их уйти от конкурентов. При этом, снижение цен может быть осуществлено за счет различных методов экономии, зачастую, отрицательно сказывающихся на качестве продукции и обслуживания клиентов. Иногда компания прибегает к применению более дешевых технологий, снижению затрат на оплату труда, т. е. оценивает труд сотрудников очень низко, и иным методам, являющимися незаконными, но, дающими возможность опустить цены ниже границ, установленных на конкретном рынке.
Объединение организаций в разные формы с целью установления контроля над ценами и заключения договоров о рынках сбыта, также, является формой недобросовестной конкуренции. Это связано с угрозой захвата рынков, создания барьеров для входа на рынок другим, более мелким компаниям.
Методы борьбы с недобросовестной конкуренцией
Основными направлениями противостояния недобросовестной конкуренции являются:
- Обращение в органы государственной власти, реализующие контроль и надзор в сфере антимонопольного регулирования.
- Направление исковых заявлений в суд о взыскании убытков разного рода.
- Обеспечение защиты конфиденциальных сведений хозяйствующего субъекта. Здесь, важное значение отводится обеспечению безопасности электронных баз данных.
- Обеспечение защиты брендов. Бренды, изобретения, промышленные образцы компании могут быть защищены в соответствии с законодательством об интеллектуальной собственности, смежных и авторских правах.=