Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Обострение конкуренции

Все предметы / Маркетинг / Обострение конкуренции

Понятие и сущность конкуренции в условиях рынка

Определение 1

Конкуренция – это экономическое соперничество предпринимательских структур за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и услуг.

Сущность конкуренции сводится к свободе выбора экономических решений, которая предоставлена участникам рыночных отношений в условиях соперничества. Основной целью участия фирм в конкурентной борьбе выступает привлечение и удержание клиентов ради получения прибыли и максимизации ее величины.

В условиях рынка конкуренция выполняет определенные функции – регулирующую, аллокационную, инновационную и распределяющую. В общем виде они представлены на рисунке 1.

Функции рыночной конкуренции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Функции рыночной конкуренции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В условиях рынка в процессе конкурентной борьбы решаются важнейшие с точки зрения экономики вопросы о том, что, как и для кого производить. Именно конкуренция устанавливает определенный рыночный порядок (рыночное равновесие).

Сама по себе конкуренция делится не несколько видов. В зависимости от структуры рынка и степени свободы выделяют четыре типа рыночной конкуренции:

  • чистую (совершенную);
  • монополистическую;
  • олигополистическую;
  • монополистическую.

Последние три типа относятся к категории несовершенной конкуренции.

В зависимости от методов конкурентной борьбы конкуренция может быть ценовой и неценовой. По отраслевой принадлежности различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.

Так или иначе, конкуренция является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. Она обеспечивает состязательность предложения и свободу спроса.

Рост рыночной конкуренции между товаропроизводителями

Определение 2

Рост конкуренции – это усиление конкурентной борьбы фирм за потребителя.

Готовые работы на аналогичную тему

Рост конкуренции проявляется в обострении соперничества между товаропроизводителями и рыночными посредниками. Подобного рода обострение происходит под воздействием спроса и предложения.

Современный этап развития рыночной экономики характеризуется усилением конкурентной борьбы за рынки сбыта и высокой скоростью роста самих рынков, на которых происходит обострение конкуренции. Постепенно усиление конкуренции затрагивает все большее число отраслей мировой экономики, при этом речь идет об обострении как ценовой, так и неценовой конкуренции.

Предпринимательские структуры волей-неволей становятся заложниками рынка. Они вынуждены формировать и развивать конкурентные преимущества для того, чтобы удержать свои рыночные позиции и просто выжить в условиях жесточайшей конкуренции. При борьбе за потребителя в ход идут все новые и новые методы. В таких условиях растет значимость конкурентоспособности бизнеса, без обеспечения которой ни один бизнес выжить в долгосрочной перспективе не сможет.

Причины и факторы обострения рыночной конкуренции

Основные факторы, определяющие интенсивность рыночной конкуренции, в общем виде представлены на рисунке 2.

Факторы интенсивности конкуренции в условиях рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Факторы интенсивности конкуренции в условиях рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

Таким образом, уровень рыночной конкуренции зависит от того, насколько высок спрос на ту или иную продукцию и как быстро он растет, какие возможности для его удовлетворения существуют, насколько рентабельна (прибыльна) та или иная отрасль, каким образом распределяются доли рынка между игроками.

Основными причинами роста рыночной конкуренции считаются:

  • ограниченность ресурсов;
  • развитие общества и его потребностей;
  • рост числа и разнообразия предприятий и фирм;
  • товарное насыщение рынка;
  • постепенное снижение спроса и замедление общих темпов сбыта;
  • демонополизация экономики;
  • формирование новых рыночных институтов;
  • развитие и распространение технологий и пр.

Одним из основных причин усиления конкуренции считаются глобализационные изменения, происходящие в современном мире. Развитие глобализации привело к разрушению физических, социопатических и географических барьеров. Процессы движения капиталов упростились, границы рынков – расширились, а торговля – получила свой небывалый расцвет. В таких условиях, особенно на фоне развития информационных технологий, товаропроизводители стали активно выходить на мировой рынок сбыта, их продукция стала предлагаться гораздо большему числу потребителей, а конкуренция между ними, соответственно, возросла.

Последствия обострения рыночной конкуренции

Стремительный рост конкуренции, происходящий в условиях рыночной экономики, несет за собой определенные последствия. По своему характеру они могут быть как позитивными, так и негативными. Так или иначе, их следует разграничивать по отношению к производителям и рыночным торговцам.

Для потребителей обострение рыночной конкуренции приносит довольно много преимуществ. Прежде всего, речь идет о том, что в условиях активизации борьбы за покупателей рыночные товаропроизводители делают все возможное, чтобы как можно лучше удовлетворять потребности своих клиентов. Они расширяют товарный ассортимент, совершенствуют и модифицируют свой продукцию, обеспечивают ее высокое качество, снижают цены, улучшают сервис, развивают системы маркетинговых коммуникаций и т.п. В конце концов, свобода выбора для потребителей растет, а возможности удовлетворения их потребностей – расширяются.

Рыночные товаропроизводители начинают активно совершенствовать свою деятельность, более быстро и гибко реагировать на изменения рыночной среды. Влияние олигополий и монополий, равно как и сами барьеры для входа на рынок снижаются. Кроме того, развитие конкуренции способствует научно-техническому прогрессу и развитию инноваций в различных областях.

В то же время велика вероятность проявления недобросовестной конкуренции, проявлениями которой могут выступать подделка фирменной продукции, скрытие дефектов, всевозможные сговоры продавцов, экономический и промышленный шпионаж, экологические нарушения и пр. Кроме того, имеет место быть рост репутационных рисков и инфляция. В конечном счете обострение конкуренции приводит в тому, что одни товаропроизводители обогащаются (иногда чрезмерно), а другие, напротив, приходят к разорению. На рынке имеет место быть асимметрия информации, транзакционные издержки весьма высоки.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Маркетинг» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис