Понятие и сущность национальной экономики
Под национальной экономикой понимается сложная система, включающая большое число экономических субъектов и различных экономических явлений и процессов.
Помимо экономически независимых субъектов в условиях рыночной экономики действуют и регулирующие ее субъекты, среди которых наиболее значимым является государство, выполняющее большую часть функций по регулированию национальной экономики.
Деятельность государства как регулятора национальной экономики направлена на накопление национального богатства, формирование нормативной базы осуществления экономической и иной деятельности, перераспределение валового внутреннего продукта, формирование и поддержка системы социальной помощи населению.
Содержание подходов к регулированию национальной экономики
Национальная экономика может регулироваться в соответствии с различными подходами, суть которых сводится к следующему:
- во-первых, при реализации меркантилистского подхода (16-17 века) государственное вмешательство в национальную экономику рассматривалось как целесообразное. Национальное богатство при этом подходе определяется количеством драгоценных металлов, имеющихся в распоряжении государства. По мнению представителей данного подхода именно это количество позволяет государству активно вмешиваться в экономику посредством минимизации импорта и увеличения экспорта товаров;
- во-вторых, при реализации классического подхода (разработчик Адам Смит) роль государства в регулировании экономики ограничивается обеспечением безопасности населения и формированию защитных механизмов в отношении собственности. Задача государства сводится к созданию условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики при максимальном ограничении степени государственного вмешательства;
- в-третьих, при реализации кейнсианского подхода (начало 20 века) государственное вмешательство в экономические процессы обусловлено несовершенством рыночного механизма. Основу государственного регулирования национальной экономики составляет использование финансово-кредитных инструментов;
- в-четвертых, при реализации неоклассического подхода государственное регулирование национальной экономики основывается на отказе от применения для воздействия на нее прямых методов и использовании косвенных – фискальной и налоговой политики.
Методы регулирования национальной экономики
Всю совокупность методов регулирования национальной экономики можно разделить на три группы.
Первая группа - правовые, то есть те методы, которые формируют правовую базу функционирования национальной экономики и ее субъектов. Содержание этих методов рассматривается в двух направлениях:
- с одной стороны, они определяют условия осуществления экономической деятельности, правила поведения отельных видов экономических субъектов, запреты и ограничения;
- с другой стороны, они обеспечивают реализацию защитных экономических механизмов, направленных на поддержание конкурентной среды, охрану прав собственности и соблюдение законов.
В качестве инструментария реализации правовых методов регулирования национальной экономики выступают нормативно-правовые акты различного уровня. Так, например, Конституция Российской Федерации предусматривает способы влияния на экономическую ситуацию и сам факт существования государственной власти, различные федеральные законы при этом определяют полномочия отдельных органов государственной власти и содержание отдельных направлений государственной политики, ориентированных на регулирование экономики;
Вторая группа - административные, то есть методы, основанные на признании гражданами силы государственной власти. Среди административных методов можно выделить методы:
- разрешительного характера – методы, дающие право на осуществление какой-либо деятельности (например, лицензирование);
- принудительного характера – методы, обязывающие субъект хозяйствования к совершению определенных действий (например, исполнение обязанностей по уплате налоговых платежей);
- запретительного характера – методы, устанавливающие запрет на осуществление каких-либо действий (например, торговля орудием или наркотиками) и так далее.
В основе административных методов лежит государственный контроль, объектом которого могут выступать цены, доходы, валютные курсы, учетные ставки и прочее.
В условиях рыночной экономики государство стремится к сокращению числа применяемых административных методов, позволяя рынку использовать механизм саморегулирования. Применение административных методов в развитой экономике обусловлено необходимостью социальной защиты отдельных категорий населения, охраны окружающей среды. Также значение административных методов возрастает к периоды экономического спада, участия государства в военных действиях и иных кризисных ситуациях.
В качестве инструментария административного регулирования национальной экономики выступают лицензии, санкции, квоты, нормы, стандарты, государственные заказы;
Третья группа - экономические, то есть методы, способные оказывать влияние на рынок и его процессы в целом. Реализация экономических методов основывается на осуществлении воздействия на факторы экономического роста, структуру национальной экономики, спрос и предложение, денежную массу и так далее.
Средством реализации экономических методов регулирования национальной экономики выступают бюджетно-налоговая (направление государственной политики, основанное на управлении государственными расходами и применении налогов для обеспечения экономической стабильности) и денежно-кредитная (направление государственной политики, основанное на воздействии на величину денежной массы) политики, экономическое планирование, прогнозирование и программирование (формы косвенного влияния на национальную экономику, носящие рекомендательный характер).