Понятие макроэкономики
Макроэкономика – это направление в экономической мысли, изучающее совокупные показатели и хозяйственные системы на уровне страны, региона, мира.
Экономика охватывает все сферы жизни человека. Она появилась и развивалась вместе с людьми. Первые хозяйственные отношения начали складываться еще в древности, когда наши предки объединялись в общины для совместного выживания. Постепенно усложнялись орудия труда, связи между индивидами так же переживали изменения. Распределение происходило через старейшин общества, а позже через знатные семьи, обладавшие властью. Географические открытия способствовали новому витку в экономике, человечество стало формировать капитал. Все это привело к промышленной революции, массовому производству, и полному изменению в привычном укладе социально-экономических отношений.
Долгое время наука об экономике занималась решением вопросов господствующего класса. Однако, накопление широкого спектра фактических знаний позволило создать упорядоченное знание. Макроэкономическое направление в экономической теории появилось в двадцатом веке. Отличие макроэкономики от микроэкономики заключается в том, что она изучает совокупные показатели и явления, рассматривает крупные хозяйственные системы национального, международного и мирового уровней. В сферу интересов макроэкономики входят такие показатели как:
- Внутренний валовый продукт.
- Национальный доход.
- Общий объем внешних и внутренних инвестиций.
- Количество денег в обращении и другое.
Особенностью макроэкономики можно назвать использование агрегированных данных. То есть, покупатель рассматривается как совокупность всех субъектов, готовых приобрести благо, а производитель – это все экономические агенты, причастные к созданию и сбыту благ.
Таким образом, макроэкономика – это наука, позволяющая отследить закономерности между явлениями, присущими крупным хозяйственным структурам.
Социальная экономика: сущность
Двадцатый век дал прорыв экономической науке в целом, и макроэкономическому направлению в частности. В это время большое внимание стало уделяться человеческому капиталу. Развитые страны современного мира находятся на пути к построению постиндустриального общества, которое требует, прежде всего, от индивидов следующих характеристик:
- высокого уровня квалификации;
- социальной осознанности;
- стремления к развитию;
- повышения собственных культурных и социальных навыков.
Под социальной экономикой понимается область знания, занимающаяся исследованием личностного роста, влияющего на прогресс в обществе. Как правило, эту задачу выполняют хозяйственные субъекты, ориентированные на социальный эффект, а не на коммерческую выгоду. Сама социальная экономика зародилась в момент возникновения предпринимательства, когда во главу хозяйственных отношений встал личный интерес. Это произошло в период географических открытий, создавших толчок к развитию торговли, накоплению богатств, купеческой деятельности. Промышленная революция способствовала полному пересмотру привычного уклада общества. Центр производства сместился в города, изменились объем выпуска, количественные показатели, качество потребления. Все эти макроэкономические изменения вели к увеличению значимости личности. Появился новый класс рабочих, который постепенно стал следить за исполнением своих интересов и прав.
Ярким примером социально-ориентированной экономики была попытка создания кооперативов в Англии, где управление предприятием осуществлялось его же сотрудниками. Именно кооперативы стали основой будущей социальной экономики. Еще одним примером можно назвать немецкие общественные пекарни.
Объекты и принципы социальной макроэкономики
Социальная макроэкономика занимается исследованием следующих объектов:
- Предприятия, сформированные на принципах кооперации, деятельность которых регулируется международным правом.
- Объединения, занимающиеся волонтерской страховой деятельностью, некоммерческой работой.
- Общественные организации, решающие вопросы занятости малообеспеченных слоев населения.
- Профсоюзные объединения, представляющие интересы рабочих.
- Ассоциации, занимающиеся проблемами незащищенных слоев населения.
- Коммерческие фонды, собирающие и распределяющие денежные средства в пользу предприятий, занятых в общественной и социальной сфере.
В социальной макроэкономике потребности личности выходят на первый план. Именно поэтому, предприятия, работающие в сфере социальной экономики, могут построить прозрачную систему функционирования. Как правило, деятельность таких организаций строится на демократических принципах. Доход организации делится по принципу вложенного каждым участником труда, а не от прав индивидов на собственность или капитал. То есть, прибыль в социальной макроэкономике всегда равна приложенным усилиям. Так же в системе гарантируются выплаты, сохранность рабочего места, обеспечение соблюдения коллективного права.
Макроэкономические выгоды возможны только в условиях общей нацеленности на коллективный результат. Кроме того, в социальной макроэкономике большое значение отводится справедливому распределению ресурсов между участниками. Именно поэтому в рамках социальной макроэкономики происходит вовлечение в производственный процесс незащищенных слоев населения, а также людей, попавших в затруднительную жизненную ситуацию. Такой подход позволяет интегрировать людей в общества, снижать уровень социальной изоляции.
Методы социальной макроэкономики помогают решать вопросы глобального характера как внутри, так и за пределами хозяйственных систем. Инструменты социальной экономики позволяют исследовать потребности отдельных экономических структур, эффективно распределять рабочие места, формировать баланс между трудовой деятельностью индивида и его частными потребностями.