Совершенная конкуренция - это тип рынка, характеризующийся наличием большого количества продавцов, реализующих однородную продукцию и не способных влиять на ценообразование и иные параметры рыночной конъюнктуры.
На рынке совершенной конкуренции имеется свободный доступ на рынок для каждого желающего, полноценное информационное обеспечение и конкурентная борьба производителей.
Оценка эффективности рыночного функционирования связана с выявление положительных эффектов рыночной деятельности для всех его субъектов – производителей и потребителей, рационального и эффективного ресурсного потребления.
Эффективность рынка – это его способность обеспечивать рациональное ресурсное потребление, эффективное размещение и использование ресурсов в целях минимизации издержек производства и повышения его продуктивности.
Анализ эффективности рынка совершенной конкуренции
Модель рынка совершенной конкуренции рассматривается в качестве оптимальной модели рыночного функционирования. При этом, в реальной практике такая модель не встречается. Зачастую функционирование рынка носит несовершенный характер.
Чтобы оценить насколько эффективна модель рынка совершенной конкуренции, и отвечает ли она ключевым условиям эффективности, требуется проведение анализа функционирования рынка данного типа. Анализу подвергаются два основных направления:
- Возможности рынка полноценно удовлетворять потребности населения. Формализованное условие эффективного распределения ресурсов представлено равенством цены предельным издержкам производства – Р = МС.
- Минимизация производственных издержек на создание готового продукта. Предполагается достижение равенства цены минимальному показателю средних предельных издержек: Р = min AC.
Именно модель рынка совершенной конкуренции функционирует таким образом, что соблюдаются оба эти условия. Получается, что цена продукции хозяйствующего субъекта, при его функционировании в долгосрочном периоде, равна предельным издержкам. Это свидетельствует о том, что ресурсы распределяются рационально и эффективно. Иными словами, происходит такое ресурсное распределение, при котором объем и структура производства в точности соответствуют объему и структуре платежеспособного спроса покупателей. Таким образом, рынок совершенной конкуренции является идеальной рыночной моделью, функционирование которой сводится к достижению в долгосрочном периоде равенства цены минимальному показателю средних издержек. Это означает, что фирма рационально потребляет все ресурсы – все факторы производства используются в таком количестве с применение оптимальной технологии, при которой происходят минимальные затраты на создание готового продукта того или иного вида. На создание готового продукта расходуется минимум ресурсов. Естественно, такое функционирование фирмы является эффективным.
Почему же достижение эффективности ресурсного распределения и потребления возможно только в условиях совершенной конкуренции? Дело в том, что совершенно конкурентный рынок характеризуется такими структурными особенностями, при которых предложение продавцов реализуется с соблюдением равенства предельных издержек цене продукта. Фирме не требуется наделять продукт новыми свойствами, повышать его качество, что выиграть конкурентную борьбу. Продукт является однородным и, потому, доля каждого хозяйствующего субъекта на рынке незначительна, что не дает ему возможности воздействия на цену. Поэтому в рамках долгосрочного периода точка отраслевого равновесия совершенно конкурентного рынка соответствует положению LRМC = Р = LRACmin.
Несмотря на эффективность модели рынка совершенной конкуренции нельзя рассматривать его экономическую эффективность в качестве абсолютного показателя, к которому необходимо стремится в силу наличия недостатков данного рынка.
Отрицательные аспекты функционирования рынка совершенной конкуренции
Отрицательными аспектами функционирования рынка совершенной конкуренции являются:
- Однородность представленной продукции. Это не позволяет полноценно удовлетворять все потребности покупателей, ориентироваться на их интересы и вносить креативные показатели в продукт и деятельность в целом.
- Неравенство распределения. Распределение хоть и носит эффективный характер, но не является равнозначным. На рынке совершенной конкуренции действует принцип распределения доходов в соответствии с вкладом каждого субъекта в производство. При том, что в производственном процессе используется неравное количество факторов одного и того же вида, плюс имеется неравенство во владении факторами производства, то распределение доходов является неравным.
- Невозможность реализации научно-технического прогресса, внедрения инноваций в производственную сферу в силу нехватки у хозяйствующих субъектов материальных ресурсов для инвестирования. Они не могут получать сверхприбыль в условиях совершенной конкуренции. Их прибыль равна номинальной, а ее размеров недостаточно для инвестирования, а также проведения научных исследований, организации новаторских проектов. Также, параметры рынка совершенной конкуренции не позволяют скрыть секретную информацию об инновационных открытиях, разработках новых технологий: конкурентам сразу станут доступны новые технологии и в принципе их разработка носит бессмысленный характер. Лидирующих позиций на рынке фирме – новатору не удастся получить.
- Внешние эффекты и общественные блага. Рынок ориентирован на получение прибыли, вследствие этого не способен в достаточном объеме производить блага, которые приносят выгоду обществу в целом, т. е. в рамках данного рынка создание общественно значимых благ не реализуется, а также, не наблюдается ориентации на минимизацию отрицательного воздействия производства на общество (например, на экологию).
- Крупномасштабность деятельности хозяйствующих субъектов, функционирующих в рамках рынка совершенной конкуренции, формирует проблему обеспечения атомистичности функционирования рынка.
- При достижении значительного положительного эффекта масштаба, приводящего к сокращению средних издержек за счет расширения объемов производства и роста производственных мощностей, совершенная конкуренция теряет свою актуальность по самому критерию экономической эффективности.