Дискриминация на рынке труда – это возникновение на рынке труда неравных возможностей в получении рабочего места для различных работников, имеющих одинаковые способности, квалификацию и производительность.
Дискриминация может быть следствием различных обстоятельств, и ее основанием могут быть различные характеристики потенциальных работников. Она выступает важной проблемой рыночной экономики и социального развития общества. Дискриминация запрещена на законодательном уровне, но, тем не менее проявляется в разных отраслях и сферах народного хозяйства.
Виды трудовой дискриминации
Дискриминация на рынке труда встречается в следующих видах:
- Дискриминация при найме работников (или, наоборот, при увольнении). Она проявляется в принятии на работу определенной группы сотрудников, отвечающих конкретным условиям или в их увольнении. Последствия данной дискриминации проявляются в росте безработных граждан определенных групп.
- Дискриминация по заработной плате. Она проявляется в получении сотрудниками неравного вознаграждения за результаты своего труда. Например, одинаковые операции разным сотрудникам оплачиваются по-разному или трудовые показатели оцениваются в денежном выражении по-разному для разных категорий сотрудников, причем различия в величине оплаты труда не связаны с уровнем производительности труда.
- Профессиональная дискриминация. Она проявляется в ограниченном доступе к определенным профессиям, специальностям отдельных групп населения, независимо от их реальных возможностей и уровня интеллектуального или физического развития.
- Дискриминация карьерного роста. Она связана с ограничением определенных групп людей, части сотрудников в продвижении по карьерной лестнице. Происходит нарушение прав сотрудников в должностной иерархии.
- Дискриминация при получении образования или профессиональной подготовки. Это может быть выражено в ограничении доступа к образованию и предоставлении образовательных услуг более низкого качества одним группам населения, характеризующимся определенными признаками.
- Дискриминация со стороны работодателя выражается в неравнозначности восприятия и неравноценности сотрудников, при их трудовой деятельности идентичного качества и равной производительности. Работодатель выбирает сотрудников, характеризующихся определенными признаками.
- Дискриминация в отношении сотрудников отражает личные предубеждения рабочего коллектива или отдельных работников. Это происходит, когда значительная часть сотрудников воздерживается от сотрудничества с сотрудниками, не желает следовать выработанным принципам взаимодействия, отстаивает свои права, не дает себя принуждать к чему-либо.
- Потребительская дискриминация связана с неравным отношением потребителей к сотрудникам, предоставляющим им один и тот же вид услуг, работ. Они отдают предпочтения в обслуживании конкретным человеком.
- Дискриминация в отношении предложения рабочей силы. Она связана с ответными мерами работодателей на показатели спроса рабочей силы т.е. на характеристики сотрудников, обладающих идентичной производительностью труда.
- Статистическая дискриминация. Она предполагает реализацию выбора персонала на основании статистических данных, не рассматривая индивидуальных качеств и профессиональные возможности отдельного специалиста. Причиной существования такой дискриминации является тип и качество информации, используемой при принятии решения о найме сотрудника.
Экономические последствия дискриминации
Любая дискриминация – негативное явление. Она влечет за собой различные последствия, отрицательно сказывающиеся на показателях микроэкономики, а также, на общем уровне макроэкономического развития. При этом, возникновение такого явления, как трудовая дискриминация обусловлено рядом объективных причин:
- Стремление работодателей минимизировать издержки. Заработная плата, также, относится к издержкам, потому, работодатели стремятся максимизировать пользу от использования рабочей силы и, одновременно, минимизировать оплату труда за нее.
- Монопольное положение работодателя на рынке труда. Он обладает возможностью выбора наиболее «удобных» для него сотрудников.
- Низкий уровень развития образования в стране. Он обуславливает низкий уровень профессиональной подготовки и низкое качество рабочей силы.
Основным макроэкономическим последствием трудовой миграции является минимизация издержек производства и себестоимости продукции. Предпринимателям выгодно нанимать представителей дискриминируемых групп для выполнения той же работы и выплаты более низких зарплат, чем специалистов более высокого уровня, более ценных и значимых.
При продолжении трудовой дискриминации в течение длительного временного периода возникает риск роста или снижения корпоративной конкурентоспособности. В краткосрочной перспективе использование дискриминационных групп трудовыми компаниями повысит конкурентоспособность. Это достигается за счет снижения себестоимости продукции. Однако в долгосрочной перспективе это не приведет к улучшению показателей деятельности, а может грозить стагнацией производства, что приведет к снижению конкурентоспособности и, следовательно, росту производственных затрат. Затяжная дискриминация сказывается и на самих работниках: высококвалифицированные рабочие выигрывают от дискриминации, а неквалифицированные рабочие проигрывают.
Рынок труда все еще в значительной степени неконкурентоспособен. Это приводит к тому, что высококвалифицированные работники не имеют мотивации к профессиональному росту и развитию, что приводит к тому, что показатели их трудовой активности не всегда отвечают растущим потребностям. Потому, работодатели стремятся нанимать персонал другого государства - более квалифицированный и трудоспособный.
Противодействие эффективному распределению трудовых ресурсов в экономике сказывается на эффективности экономики государства в целом и не способствуют его продвижению на мировой арене.