Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Монопсония на рынке труда

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Экономика / Монопсония на рынке труда
Содержание статьи

Особенности рынка труда

Определение 1

Рынок труда – это экономическая структура, складывающаяся на основе отношений купли-продажи рабочей силы.

Участниками рынка выступают работодатели, которые имеют право нанимать сотрудников. Они выбирают рабочую силу под определенные задачи, делегируя ей отдельные участки деятельности. Предложение на рынке труда создают люди, которые продают свое время и навыки за заработную плату.

Микроэкономика изучает проблемы соотношения спроса и предложения, а также их формирования на рынке труда. С макроэкономической точки зрения изучаются следующие вопросы:

  1. Поддержание справедливой конкуренции на рынке.
  2. Обеспечение взаимозаменяемости факторов.
  3. Уровень заработной платы измеряется в номинальных показателях.
  4. Поведение субъектов рынка.
  5. Субъекты ориентируются на реальную зарплату.

Отличительной особенностью рынка труда является предмет торговли – рабочая сила. Ее структура зависит от многих факторов – квалификации, уровня образования, уровня оплаты труда. Так же важным параметром является способность к трудовому процессу. Отношения на рынке регулируются специальными институтами, в том числе государственными. Это необходимо для того, чтобы соблюсти интересы всех сторон. Здесь подключается не только законодательная и исполнительная власть, но формируются специальные организации – профсоюзы, обеспечивающие соблюдение прав наемных рабочих. В некоторых странах профсоюзы являются движущей силой экономики и независимыми субъектами рынка труда.

Замечание 1

Таким образом, рынок труда является одной из структур национального хозяйства. Он организует отношения между работодателями и наемными рабочими, обеспечивая соблюдение прав всех сторон.

Формы рыночной власти покупателя

Готовые работы на аналогичную тему

Каждый субъект экономики в условиях рыночной модели хозяйствования стремится к обретению рыночной власти. Она имеете две формы – монополия и монопсония. Монополия характеризует ситуацию, при которой на рынке действует один продавец. Он может устанавливать цену или объем сбыта без оглядки на конкурентов.

Монопсония – это рынок одного покупателя. То есть, в структуре существует множество продавцов, но покупатель один. Объем продаж и стоимость продукции зависят от его интересов. Единственный покупатель может установить цену ниже предельной нижней цены, что невыгодно производителям. Власть покупателя зависит от эластичности предложения. Чем ниже этот показатель, тем большая власть принадлежит покупателю. Если на рынке действует несколько покупателей, то степень их власти зависит от их соперничество за формирование предложения. Несмотря на то, что один субъект обладает полнотой власти, он сталкивается с проблемой установления определенного уровня цен и объема закупок, иначе его положение со временем станет невыгодным. При этом монопсонист учитывает:

  • Рыночный спрос.
  • Издержки производства.
  • Оптимальный объем выпуска.
  • Качество продукции.
  • Уровень цен.

Единственный покупатель на рынке стремится захватить власть, чтобы получить от нее дополнительную выгоду. Самым удобным способом является диверсификация цен. Негативным последствием рыночной власти является провал рынка. Поэтому государство стремится поддерживать относительную конкуренцию, чтобы ни один из участников экономических отношений не получил рыночную власть. Если ограничения реализовать не получается, то государство ограничивает действия субъектов, наделенные властью.

Монопсония на рынке труда

Самым ярким примером рыночной власти покупателя является рынок труда. Здесь большое число работников, а покупателем выступает, например, градообразующее предприятие. Монопсония может возникнуть в том случае, если будут соблюдены следующие условия:

  1. Множество рабочих, не объединенных профсоюзной организацией, ищут работу на территории, где действует только одно крупное предприятие. Фирм может быть несколько, но подчиненных одной центральной компании.
  2. Это предприятие является основным нанимателем.
  3. Существуют факторы, ограничивающие возможность работников найти другое место, например, из-за географического расположения.
  4. Фирма получает возможность управлять ценами на оплату труда, а также нанимать то количество сотрудников, которое считает нужным.

Чаще всего, складывается ситуация, когда работники конкурируют между собой за более выгодное место работы, даже при наличии разных работодателей. Если работодатель один, или является крупнейшим на рынке, то он может воспользоваться своей рыночной властью. Средством противостояния может стать антимонопольная политика государства, либо формирование профсоюзов, которые будут отстаивать интересы сотрудников.

На рынке труда существует несколько видов дискриминации. Она может возникать при найме на работу, либо происходит тогда, когда одну и ту же группу населения при равных условиях последними берут на работу и первыми выдвигают на увольнение. Монопсония проявляется тогда, когда есть дискриминация определенных форм занятости, профессий и должностей. Существует форма дискриминации по оплате труда. В этом случае одна группа работников получает более низкую заработную плату, чем другая. Дискриминация может проявляться при продвижении по карьерной лестнице. В этом случае работники ограничены в рамках вертикальной мобильности. Возможна форма дискриминации на получение определенного вида образования, либо профессиональной подготовки. То есть, рынок труда сегодня основывается на неявной дискриминации в отдельных, обычно крупных предприятиях. Предприниматели могут использовать дискриминацию по гендерной принадлежности, относительно рабочих мест или сфер деятельности. Эта скрытая дискриминация формирует вертикальную и горизонтальную сегрегацию на рынке труда. Сегрегация представляет собой принудительное разделение людей по расовым, этническим или иным признакам. Она может быть институциональной или территориальной.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Экономика» , преподавательский стаж — 5 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис