Цифровая дипломатия – это вид дипломатических отношений, реализующихся посредством информационно-коммуникативных технологий и сети интернет.
Особенности цифровой дипломатии в современном мире
Цифровая дипломатия также известна под термином digital diplomacy или e-diplomacy. Она подразумевает новые способы организации дипломатических отношений через использование новых медиа-пространств, социальные сети, блоги и т.д. На такие площадки выходят как целые государственные ведомства, так и отдельные личности в структуре государственного управления, а также неправительственные организации, связанные с решением внешнеполитическими контактами. В качестве главной цели цифровой дипломатии признается не столько информационная составляющая (донести информацию), сколько проведение пропаганды на мировом интернет-пространстве, создание необходимого имиджа и впечатления о своей стране, воздействие на население и политическую элиту, как своей собственной страны, так и других государств.
Зарождение цифровой дипломатии началось в США, именно там начался перенос публичной политики в интернет. Цифровая дипломатия использовалась правительством США для пропаганды собственных идей, выход на оппозицию, для борьбы с терроризмом, а также для информационного противостояния с Россией. С точки зрения М. Слотер, те государства, которые смогут эффективно использовать цифровое пространство, будут способны создавать «мировую повестку дня». Свои цифровые департаменты создаются в других странах. Так, в Великобритании создано Бюро цифровой дипломатии. На данный момент свои страницы в интернете, группы в социальных сетях имеют практически все государственные учреждения и политические лидеры, в том числе в России. МИД РФ имеет свой аккаунт в Фейсбуке и Твиттере.
Однако цифровая дипломатия несет в себе значительные риски и угрозы. К ним относят:
- подрыв режимов через научение оппозиции в авторитарных странах работать в социальных сетях;
- обход цензуры и неугодных тем в интернет-пространстве;
- использование мобильных телефонов для обхода запретов властей;
- применение коммуникативных технологий правительствами для достижения геополитических целей.
Троллинг как средство цифровой дипломатии
Цифровая дипломатия часто представляется как средство «мягкой силы». Однако само развитие средств цифровой дипломатии испытывает на себе сильное влияние интернет-культуры и социальных сетей. Прежде всего, отмечается преобладание фото- и видеоматериалов над текстовым, использование вирусных роликов ярких, коротких, но емких, с использованием профессионального монтажа; круглосуточная включенность и оперативность информации. В качестве новых средств дипломатии используются хештеги, смайлики, стикеры, фотоснимки и видео. Классические концепции поведения дипломата вынуждены изменятся, как меняется и его поведение в интернет-пространстве. Происходят изменения в его лексиконе, появляется интернет-троллинг как способ ведения дипломатических отношений. Троллинг в цифровой дипломатии сейчас становится одной из форм ведения политического диалога.
Примером использования интернет-троллинга является реакция российского посла в Лондоне на выборы в Великобритании. Премьер-министр страны Т. Мэй обвинила Евросоюз во вмешательстве в выборный процесс, на что российское посольство отреагировало следующей записью: «Слава богу, на этот раз – не Россия». Пользователи восприняли эту фразу как «толстый троллинг», отсылавший к ложным обвинениям о вмешательстве России в выборный процесс в США.
К методам троллинга относится уход от темы дискуссии или ее подмена, «поймать» оппонента на его ошибке, провокации, подстрекательство, манипуляция, речевая агрессия, навязывание своей точки зрения. Это идет в противоречие с официальным языком дипломатии, выработанным на протяжении веков, который требует от дипломата корректности, тактичности, уважительности и осторожности в своих высказываниях.
На основе анализа блога Марии Захаровой Е.В. Лукашевич выделила следующие доминантные психолингвистические сценарии:
- «эмоциональность»: проявление эмоциональности самого автора с целью формирования у аудитории особого впечатления и чувств;
- «опасность»: сообщения о том, что некое лицо представляет опасность, что активизирует «болевые точки», человека, часто идет в сочетании со сценариями «обман» и «ограничение»;
- «неадекватность» и «непоследовательность»: лицо, о котором сообщают, неадекватно или непоследовательно в своих действиях, основным агрессором выступают США; часто сценарий сопровождается другим – «тщетность»;
- «ценностная ориентация»: ориентация на традиционные ценности.
При этом Захарова сознательно идет на нарушение коммуникативных правил бесконфликтного общения. Ее заявления эмоционально окрашены, дерзки и не предполагают сомнения в собственной позиции: «… объективность – важное профилактическое средство от мировых потрясений». Она часто «ставит на место», опровергает, обижается, называет неудачниками своих оппонентов, иронизирует, нарушая всевозможные правила вежливого общения. Однако таким образом Захарова создает себе определенный имидж, а через него образ всей страны.
СМИ как средства информационной войны
Новые средства ведения дипломатии активно используются для продвижения своих идей и достижения геополитических задач. Аккаунты в соцсетях служат важной площадкой для разъяснения официальной внешнеполитической позиции, высказываемые напрямую через политического игрока. Цифровые методы позволяют привлечь к обсуждению широкую общественность, что влечет за собой использование «простого человеческого языка»
Угроза использования таких новых методов ведения дипломатических отношений, с точки зрения экспертов, чревата тем, что существует вероятность упада политической культуры. Однако применение новых средств не снижает значимости формализованных и официальных источников информации.
Особенно часто цифровая дипломатия используется как средство для раскручивания «новой холодной войны», как называют современные русско-американские отношения журналисты в обеих странах. В то же время часть экспертов говорит о том, что холодной войны нет, т.к. не наблюдается идеологического противостояния между странами. В американских новостных сообщениях транслируется агрессивный образ России. Она обвиняется в развязывании «новой холодной войны», в проведении маломощных ядерных испытаний, нарастании своего влияния в Африке, продаже оружия, отправке наемников в другие страны, поддержке авторитарных и диктаторских режимов. В российском дискурсе ситуация в точности наоборот: США возобновляют свою агрессию в мире, стягивают войска НАТО к границам РФ, информационное воздействие на сознание российских граждан и т.д.
Однако значительная часть сообщений, пропитанная духом современных интернет-коммуникаций, не всегда объективно отражает реальность, сгущая краски, в результате чего неверно преподносится информация. СМИ создают свою мифологию, в которою, впрочем, сами верят.