Технология использования мягкой силы
Мягкая сила - это эффективная политтехнология, способ получать желаемые результаты в отношениях с другими государствами за счет привлекательности своей культуры, своих ценностей, а не силового принуждения либо вложения финансовых ресурсов.
Дж. Най, политолог, который ввел это понятие, считает, что «мягкой силой» страны являются ее язык и культура. То есть продвижение своих культурных ценностей на международный уровень способствует прямому и косвенному решению конфликтных ситуаций с другими странами.
Идеи мягкого влияния придерживались политики еще в 7 веке до нашей эры. Так, Лао-цзы говорил, что в мире нет предмета слабее и нежнее воды, но именно она способна разрушить самый твердый предмет. «Мягкая сила» представляет собой теоретический конструкт, на практике она реализуется посредством дипломатических отношений.
Мягкая сила – это способность получать желаемые результаты в международных отношениях без принуждения. Есть еще термин «умная сила». Он описывает умение политической власти сочетать мягкую и жесткую политику.
Мягкая сила состоит из следующих компонентов:
- Внешняя политика.
- Духовные ценности.
- Культура.
Это список чуть позже был дополнен образованием, дипломатией, бизнесом и инновациями, государственным управлением. Наиболее эффективно этот тип политики применяют Великобритания, США, Германия, Сингапур, Малайзия, Кувейт, Китай, Индия, Россия, Швейцария, Канада, Япония.
Использование этой политики предполагает анализ прошлого опыта применения другими странами, выявление оптимальных форм организации работы с иностранными субъектами, разработку модели влияния инструментами гуманитарного сотрудничества, применение лучших практик для перехода от присутствия к влиянию в странах-партнерах.
Структура мягкой силы
Среди направлений реализации политики мягкой силы выделяют:
- Установление культурных связей.
- Поддержку и продвижение национального языка.
- Экспорт образовательных услуг.
- Научно-техническое и инновационное сотрудничество.
- Содействие развитию деловых связей.
- Выставочная деятельность и так далее.
То есть усилия страны направлены на трансляцию культурных ценностей и продвижение своего родного языка, организацию сотрудничества в науке, технике и образовании, развитии деловых связей, общественной дипломатии и содействии международному развитию.
Политика «мягкой силы» содействует международному развитию. Для этого необходимо оптимизировать нормативно-правовую базу страны, ресурсы, сделать более эффективными визовые режимы, механизмы взаимодействия и координации, наладить обмен информацией, коммуникацией и связи с общественностью.
Развитие деловых связей предполагает проведение саммитов с участием бизнес-ассоциаций, проведение студенческих и рабочих стажировок, реализация программ по привлечению рабочей силы, создание рабочих групп в разных отраслях экономики и так далее. Также необходимо открыть доступ к рынку для иностранных компаний, поддерживать контакты между компаниями стран-партнеров, поддерживать деятельность бизнес-ассоциаций.
Но основное взаимодействие происходит на уровне дипломатических отношений, поэтому важно наладить паспортно-визовый контроль, стимулировать трудовую миграцию, развивать связи в части обмена будущих лидеров, стимулировать экономическую активность национальной диаспоры заграницей.
Продвижение культуры и языка происходит с помощью консультирования в рамках международных институтов. Со стороны государственной власти предоставляется доступ на рынки культурных товаров и услуг, выдаются гранты, проводятся семинары по инновационным методам в историческом и культурном образовании.
Технология использования мягкой силы во внешней политике РФ
Впервые о политике мягкой силы Президент РФ заговорил на совещании послов и российских дипломатов в 2012 году. Подразумевалось продвижение своих интересов и подходов путем убеждения и привлечения симпатии к России. Упор должен делаться на достижения не только в экономической сфере, но и в духовной культуре и интеллектуальной сфере.
Некоторые эксперты полагают, что политика «мягкой силы» ослабляет позиции России на международной арене. В 2012 году общегосударственной концепции данного политического курса еще не существовало. Однако, в некоторых сферах РФ удалось достичь неплохих результатов, например, Олимпиада 2014 года прошла достаточно успешно и для российских спортсменов, и для страны в целом. А вот политика мягкой силы в отношении Украины привела к тому, что этим воспользовались более активные государства. Это привело к разрыву отношений межу странами, введению санкций, дальнейшему отделению России от всего западного мира.
Официальное представительство России осуществляется с помощью государственных органов власти, а неофициальное – на уровне некоммерческих организаций. Дипломатические усилия руководства и внешнеполитические ведомства трудятся над созданием положительного образа страны.
Проблема использования «мягкой силы» в политике России заключается в том, что ее инструменты применяются хаотично и фрагментарно. Неправительственные организации финансируются недостаточно. Кроме того, достаточно сложная геополитическая обстановка в мире не способствует формированию того образа России, к которому стремятся политические деятели.
Мягкая сила должна быть комплексом мероприятий и охватывать многие сферы жизни российского общества. Здесь, как и во многих других структурах наблюдаются недоработки и отсутствие четкой стратегии. Отказ от целостного подхода ведет к спутанности и разрозненности действий, что существенно снижает качество проводимых мероприятий. Таким образом, России еще только предстоит освоить этот инструмент взаимодействия. Возможно в заданных условиях наиболее выгодной станет политика умной силы.