Политика сплочения – это региональная политика Евросоюза, направленная на сглаживание диспропорций в социально-экономическом развитии стран и регионов ЕС, осуществляемая с 1957 года.
Специфика регионализации ЕС
Осуществление успешной наднациональной региональной политики должно опираться на ясные представления и объективный анализ состояния регионов стран, входящих в наднациональное объединение. При этом зачастую прямое сопоставление между собой административно-территориальных единиц различных государств (например, Германии и Польши или Литвы) является крайне грубым и неэффективным, поскольку Германия с населением 83 миллиона жителей разделена на 16 земель, в то время как Литва с населением в 3 миллиона человек имеет 10 уездов, в связи с чем разница в одной лишь населенности административно-территориальных единиц данных стран колоссальна.
В тоже время даже в рамках «старых» западноевропейских стран, ситуация с региональным делением внутри них самих далеко не однозначная. Европейская региональность имеет многоуровневый характер, который далеко не всегда адекватно отражен в существующем административно-территориальном разделении.
Так, в Бельгии территориальное разделение организовано по лингвистическому и этнически-историческому принципу на три федеративных региона – Валлонию, Фламандрию и Брюссельский регион, в которых проживает франкоязычное-валлонское, фламандское и германоязычное население страны. Между данными регионами существует значительная не только культурно-языковая, но также и социально-экономическая специфика, уровень ВВП на душу населения во Фландрии и Валлонии отличается практически в два раза, а на уровне более мелких субъектов, данная разница возрастает многократно.
Аналогично в Испании, Италии, Франции, Германии, Великобритании, население ассоциирует себя с местными этническими группами. В тоже время экономические, культурно-исторические и административные границы территорий зачастую не совпадают между собой, в особенности в странах восточной Европы, где не так много государств имеют длительную историю, а в некоторых перераспределение границ регионов было проведено сознательно. Сочетание сложных этнических факторов с неравномерностью социально-экономического развития, в перспективе способно порождать проблему сепаратизма (как например, движение на автономию Каталонии в Испании), предупреждение которой также является одной из перспективных, хотя и не заявленных целей региональной политики.
Для осуществления эффективного управления региональной политикой Евростат еще в 70-х годах разработал Номенклатуру территориальных единиц для статистического учета (NUTS), согласно которой выделяется три уровня регионов:
- NUTS-1 от 3 до 7 млн. жителей;
- NUTS-2 от 800 тыс. до 3 млн. жителей;
- NUTS-3 от 150 тыс. до 800 тыс. жителей.
Регионы NUTS в целом стремятся сопоставить с существующими территориально-административными единицами стран, однако подобное не всегда возможно. Так, каждая из Прибалтийских стран представляет собой один или два NUTS-2 региона, в силу малой численности их населения. В тоже время Берлин, одновременно включает в себя несколько регионов NUTS, хотя это и не отражено в его административном делении. В ряде стран, в частности Финляндии даже были осуществлены территориальные реформы реорганизации земель в соответствии с системой NUTS. Данная система лежит в основе как сопоставления территорий между собой по социально-экономическим показателям, так и для распределения средств в рамках региональной политики ЕС.
Эволюция региональной политики ЕС
Официально региональная политика, направленная на выравнивание социально-экономического развития регионов была инициирована после подписания Римских соглашений 1957 года, в рамках политики «общего рынка». Однако на тот момент соглашение затрагивало наиболее развитые страны Европы, интерес которых к региональной политике был достаточно низок (за исключением Италии) и основные средства реализовывались в рамках Единой сельскохозяйственной политики.
Однако по мере расширения Евросоюза, особенности присоединения к нему менее развитых стран юга Европы (Португалии, Испании, Греции), а также Великобритании, не заинтересованной в аграрной политике, привело к постепенной переориентации усилий на осуществление поддержки социально-экономического развития регионов. Также, помимо расширения ЕС за счет экономически проблемных стран, другим фактором переориентации и усиления региональной политики стало постепенное превращение промышленных регионов западноевропейских стран, бывших в послевоенное время локомотивами развития экономики в депрессивные из-за все возрастающей конкуренции с развивающимися странами на мировом рынке.
Увеличение степени интеграции экономик членов союза, также требовало принятия мер по смягчению дисбаланса. В 1988 году был принят первый пятилетний план (1988-1993 год), региональная политика в котором была представлена «пакетом Делора I» предполагавшим переориентацию средств с аграрной на региональную политику для решения пяти целей:
- Помощь экономически отсталым регионам;
- Переориентация промышленных регионов;
- Устранение безработицы;
- Трудоустройство молодежи;
- Развитие сельского хозяйства и сельских территорий.
На реализацию «пакета Делора I» было выделено 20 млрд. ЭКЮ в год. На «пакет Делора II» уже было выделено 153 млрд. ЭКЮ суммарно, кроме того 15 млрд. ЭКЮ получил Фонд сплочения. В дальнейшем объемы финансовой поддержки, выделяемой на региональную политику только росли. Масштабное расширение ЕС в 2004-2007 годах не только привели в союз 12 новых стран, но и значительно усилили его дисбаланс, потребовав пересмотра объема и структуры расходов на региональную политику.
Число основных целей было сокращено до трех:
- Сближение (содействие развитию экономически отсталых стран и регионов),
- Региональная конкурентоспособность и занятость,
- Территориальное сотрудничество.
Основными получателями помощи стали страны Центральной и Восточной Европы, однако вместе с тем в рамки регионального развития были внесены проекты инвестиционного развития и поддержки для благополучных стран, которые позволили бы поменять их позицию в региональной политике как исключительно «доноров», а также предотвратить возможную «депрессивность» наиболее экономически-активных регионов в будущем.
Результаты региональной политики
В настоящее время сложно вынести однозначную оценку результативности региональной политики. С одной стороны, ее многолетние проведение в одних и тех же регионах, и странах, не влечет за собой значительного изменения их состояния, в следствии чего политику сплочения достаточно часто критикуют в неэффективности, а также в превращении стран восточной Европы в исключительно «дотационные» регионы существующие за счет поддержки еврофондов, в то время как экономически-активное население данных стран (Польши, Прибалтики, Болгарии, Румынии и т.д.), активно мигрирует в более благополучные страны пользуясь свободой передвижения и трудоустройства в рамках ЕС.
Также далеко не всегда соблюдаются основные принципы региональной политики, такие как партнерство работы органов ЕС и местных органов власти, дополняемость наднациональной региональной политики местной (многие страны полностью передали свою региональную политику на наднациональный уровень), а также программного характера инвестиций, которые не редко используются местными властями не для тех целей, под которые были заявлены.
С другой стороны, сторонники региональной политики говорят о том, что без экономической поддержки состояние отсталых регионов было бы еще более депрессивным и бесперспективным, что повлекло бы за собой проблемы уже социально-политического характера.