Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Новые методы конкурентной борьбы на мировом рынке

Понятие конкуренции и ее виды

Определение 1

Конкуренция – это экономическая борьба между предприятиями или компаниями, преследующая цель занятия наиболее выгодного положения на ресурсных рынках и рынках сбыта, а также основополагающая составляющая рыночной экономики.

Конкуренция является одним из центральных процессов в рыночной модели экономики, поскольку в ее рамках осуществляется взаимодействие как между различными компаниями в рамках одной отрасли, так и межотраслевое взаимодействие, а также взаимодействие самих производителей с потребителями товаров и услуг.

Процесс конкуренции вызван тем, что в условиях рынка определённый товар или услуга предоставляется более чем одним производителем, а потребитель в свою очередь имеет возможность свободного выбора между ними. В этом случае конечный выбор, а вместе с ним распределение прибыли и занятие рыночной ниши будут зависеть от тех конкурентных преимуществ, которые будет иметь производитель, и которые будут выгодно отличать его от конкурентов.

К видам конкуренции можно отнести:

  • функциональную;
  • видовую;
  • предметную.

Функциональная конкуренция имеет место в том случае, если одна и та же потребность может быть удовлетворена с помощью различных товаров. Например, в качестве мультимедийных и игровых платформ могут использоваться и персональные компьютеры, и игровые приставки, и мобильные устройства/планшеты. Особенность функциональной конкуренции в том, что даже имея уникальный продукт, ее все равно невозможно избежать, поскольку большинство потребностей человека, в особенности социально-обусловленных имеют множество путей удовлетворения.

Видовая конкуренция происходит в том случае, когда сталкиваются два однотипных товара, обладающих существенными различиями в характеристиках, как например смартфоны с различными операционными системами – Android и IOS.

Предметная конкуренция связана с выпуском фактически идентичной продукции, имеющей незначительные отличия либо вообще не обладающей таковыми. В нашем примере это могут быть смартфоны на платформе Android от различных компаний или стран-производителей.

«Новые методы конкурентной борьбы на мировом рынке» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Также конкурентная борьба может осуществляться в нескольких формах. Совершенная конкуренция представляет собой идеально-абстрактную или утопическую форму конкуренции, при которой существует огромное количество мелких производителей продукции, причем продукты всех из них находятся в равной доступности для выбора потребителей. Согласно воззрениям классических экономистов, подобная борьба должна приводить к снижению цен и повышению качества продукции.

Монополистическая форма предполагает наличие большого числа как производителей, так и покупателей, которым предлагает различный товар, а сделки совершаются в большом диапазоне цен. В качестве средств конкурентной борьбы активно используется реклама, создание и продвижение брендов, личные продажи и т.д.

Олигополия характеризуется небольшим числом производителей и высокой степенью закрытости рынка от новых участников. В отличии от монополистической формы из-за ограниченного числа предложений все конкуренты внимательно следят за действиями друг друга и чутко реагируют на используемые маркетинговые и иные инструменты.

Чистая монополия возникает при полном поглощении рыночной ниши одной компанией, которая может быть, как государственной, так частной регулируемой или нерегулируемой монополией. Государственная монополия не редко следует в ценообразовании не экономическим, а политическим или социальным интересам государства. Цены регулируемой монополии ограничены государством, а нерегулируемой устанавливаются исходя из потребностей и взглядов самой компании. Большинство государств имеют антимонопольное законодательство и борются с нерегулируемыми монополиями.

Специфика международной конкуренции

С формированием международного рынка конкуренция между производителями вышла на новый, международный уровень. Он предполагает, что конкуренция осуществляется не только между отдельными национальными предприятиями, но также и самими странами, стремящимися обеспечить своим предприятиям лучшие позиции на внутреннем рынке, а также условия для экспорта товаров на рынки других стран, и транснациональными компаниями, которые приобретают черты надгосударственных образований не связанных с национальными интересами и благополучием отдельной страны.

Международная конкуренция носит ещё более жесткий характер и предъявляет высокие требования к экономическим субъектам. Это связано с масштабностью производства, когда в рамках мирового рынка один товар может производиться большим числом конкурентных производств и каждое из которых не может оказать существенного влияния на цену данного товара.

Для международной конкуренции характерен переход от ценовых к неценовым методам борьбы, таким как снижение издержек за счет внедрения достижений НТР, перемещения производства в страны с более дешевыми ресурсами, включая рабочую силу, совершенствование маркетологических технологий, улучшение качества товара или услуги, обеспечение лучших условий на рынка за счет достижения международных договоренностей (создание ЗСТ и другие формы экономической интеграции).

Стратегии конкурентной борьбы

В настоящее время различные методы конкуренции – ценовые, неценовые, а также недобросовестные, включающие в себя демпинг, предоставление ложной информации, промышленный шпионаж, криминальные методы, применяются не сами по себе, а в рамках конкурентных стратегий, которые подчинены достижению определенных целей.

Можно выделить две большие группы стратегий – наступательные и пассивные.

Наступательные стратегии направлены на активные действия и захват доли конкурентов на рынках сбыта. Наступательные стратегии предполагают наиболее агрессивные действия компании и использование всех возможных методов конкуренции. К ним можно отнести:

  • фронтальную атаку, когда наступление ведет на все позиции конкурента, а превосходство достигается за счет большей интенсивности действий по каждому отдельному пункту. Стратегия требует большого количества ресурсов;
  • фланговую атаку, когда усилия сосредотачиваются на одной слабой позиции конкурента, из которой он вытесняется;
  • осаду, при которой позиции конкурента анализируются, выявляются их слабые места, после чего происходит заполнение недостаточно реализованных ниш;
  • обход, предполагающий создание уникального продукта с которым противник не сможет конкурировать напрямую.

Пассивные стратегии связаны с выживанием компании и наращиванием ее прибыли. Они не предполагают активного воздействия на конкурентов и вытеснения их с рынка. К ним относят:

  • Копирование – когда создается продукт, который аналогичен популярному, но продается по более низкой цене;
  • Занятие малой ниши, в которой потребителю предлагается уникальный продукт, основанный на специфике самого производителя;
  • Соучастие – при котором создается продукт, являющийся комплектующим к товару более крупных участников рынка (фурнитура, расходные материалы);
  • Франчайзинг – при котором компания начинает действовать под брендом и руководством более крупной и уже известной компании, покупает ее франшизу.
Дата написания статьи: 02.11.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot