Понятие конкуренции и ее виды
Конкуренция – это экономическая борьба между предприятиями или компаниями, преследующая цель занятия наиболее выгодного положения на ресурсных рынках и рынках сбыта, а также основополагающая составляющая рыночной экономики.
Конкуренция является одним из центральных процессов в рыночной модели экономики, поскольку в ее рамках осуществляется взаимодействие как между различными компаниями в рамках одной отрасли, так и межотраслевое взаимодействие, а также взаимодействие самих производителей с потребителями товаров и услуг.
Процесс конкуренции вызван тем, что в условиях рынка определённый товар или услуга предоставляется более чем одним производителем, а потребитель в свою очередь имеет возможность свободного выбора между ними. В этом случае конечный выбор, а вместе с ним распределение прибыли и занятие рыночной ниши будут зависеть от тех конкурентных преимуществ, которые будет иметь производитель, и которые будут выгодно отличать его от конкурентов.
К видам конкуренции можно отнести:
- функциональную;
- видовую;
- предметную.
Функциональная конкуренция имеет место в том случае, если одна и та же потребность может быть удовлетворена с помощью различных товаров. Например, в качестве мультимедийных и игровых платформ могут использоваться и персональные компьютеры, и игровые приставки, и мобильные устройства/планшеты. Особенность функциональной конкуренции в том, что даже имея уникальный продукт, ее все равно невозможно избежать, поскольку большинство потребностей человека, в особенности социально-обусловленных имеют множество путей удовлетворения.
Видовая конкуренция происходит в том случае, когда сталкиваются два однотипных товара, обладающих существенными различиями в характеристиках, как например смартфоны с различными операционными системами – Android и IOS.
Предметная конкуренция связана с выпуском фактически идентичной продукции, имеющей незначительные отличия либо вообще не обладающей таковыми. В нашем примере это могут быть смартфоны на платформе Android от различных компаний или стран-производителей.
Также конкурентная борьба может осуществляться в нескольких формах. Совершенная конкуренция представляет собой идеально-абстрактную или утопическую форму конкуренции, при которой существует огромное количество мелких производителей продукции, причем продукты всех из них находятся в равной доступности для выбора потребителей. Согласно воззрениям классических экономистов, подобная борьба должна приводить к снижению цен и повышению качества продукции.
Монополистическая форма предполагает наличие большого числа как производителей, так и покупателей, которым предлагает различный товар, а сделки совершаются в большом диапазоне цен. В качестве средств конкурентной борьбы активно используется реклама, создание и продвижение брендов, личные продажи и т.д.
Олигополия характеризуется небольшим числом производителей и высокой степенью закрытости рынка от новых участников. В отличии от монополистической формы из-за ограниченного числа предложений все конкуренты внимательно следят за действиями друг друга и чутко реагируют на используемые маркетинговые и иные инструменты.
Чистая монополия возникает при полном поглощении рыночной ниши одной компанией, которая может быть, как государственной, так частной регулируемой или нерегулируемой монополией. Государственная монополия не редко следует в ценообразовании не экономическим, а политическим или социальным интересам государства. Цены регулируемой монополии ограничены государством, а нерегулируемой устанавливаются исходя из потребностей и взглядов самой компании. Большинство государств имеют антимонопольное законодательство и борются с нерегулируемыми монополиями.
Специфика международной конкуренции
С формированием международного рынка конкуренция между производителями вышла на новый, международный уровень. Он предполагает, что конкуренция осуществляется не только между отдельными национальными предприятиями, но также и самими странами, стремящимися обеспечить своим предприятиям лучшие позиции на внутреннем рынке, а также условия для экспорта товаров на рынки других стран, и транснациональными компаниями, которые приобретают черты надгосударственных образований не связанных с национальными интересами и благополучием отдельной страны.
Международная конкуренция носит ещё более жесткий характер и предъявляет высокие требования к экономическим субъектам. Это связано с масштабностью производства, когда в рамках мирового рынка один товар может производиться большим числом конкурентных производств и каждое из которых не может оказать существенного влияния на цену данного товара.
Для международной конкуренции характерен переход от ценовых к неценовым методам борьбы, таким как снижение издержек за счет внедрения достижений НТР, перемещения производства в страны с более дешевыми ресурсами, включая рабочую силу, совершенствование маркетологических технологий, улучшение качества товара или услуги, обеспечение лучших условий на рынка за счет достижения международных договоренностей (создание ЗСТ и другие формы экономической интеграции).
Стратегии конкурентной борьбы
В настоящее время различные методы конкуренции – ценовые, неценовые, а также недобросовестные, включающие в себя демпинг, предоставление ложной информации, промышленный шпионаж, криминальные методы, применяются не сами по себе, а в рамках конкурентных стратегий, которые подчинены достижению определенных целей.
Можно выделить две большие группы стратегий – наступательные и пассивные.
Наступательные стратегии направлены на активные действия и захват доли конкурентов на рынках сбыта. Наступательные стратегии предполагают наиболее агрессивные действия компании и использование всех возможных методов конкуренции. К ним можно отнести:
- фронтальную атаку, когда наступление ведет на все позиции конкурента, а превосходство достигается за счет большей интенсивности действий по каждому отдельному пункту. Стратегия требует большого количества ресурсов;
- фланговую атаку, когда усилия сосредотачиваются на одной слабой позиции конкурента, из которой он вытесняется;
- осаду, при которой позиции конкурента анализируются, выявляются их слабые места, после чего происходит заполнение недостаточно реализованных ниш;
- обход, предполагающий создание уникального продукта с которым противник не сможет конкурировать напрямую.
Пассивные стратегии связаны с выживанием компании и наращиванием ее прибыли. Они не предполагают активного воздействия на конкурентов и вытеснения их с рынка. К ним относят:
- Копирование – когда создается продукт, который аналогичен популярному, но продается по более низкой цене;
- Занятие малой ниши, в которой потребителю предлагается уникальный продукт, основанный на специфике самого производителя;
- Соучастие – при котором создается продукт, являющийся комплектующим к товару более крупных участников рынка (фурнитура, расходные материалы);
- Франчайзинг – при котором компания начинает действовать под брендом и руководством более крупной и уже известной компании, покупает ее франшизу.