Ноу-хау – это незащищенная патентом информация или технические приемы, связанные с эффективным использованием технологии и предоставляющие коммерческую выгоду.
Значение лицензионной торговли
Начиная с девятнадцатого века человечество вступило в полосу научно-технической революции. Технологические новшества стали активно внедряться во все сферы жизни общества не исключая и экономической. При этом значимость и эффективность многих технологий настолько велика, что представляет собой значительный интерес для широкого круга участников международного рынка. В тоже время сами изобретения и технологические новшества защищены патентным правом, которое обеспечивает исключительные права изобретателя и его правопреемников на распоряжение изобретением. Данные факторы создают условия для осуществления международной торговли лицензиями и ноу-хау.
Наиболее часто лицензионные соглашения заключаются между развитыми и развивающимися странами, при этом обе стороны получают для себя значительные выгоды от его реализации. Для развитых стран помимо прямой экономической выгоды связанной с лицензионными платежами, это также возможность проникнуть со своей продукцией на рынок страны лицензиата в обход таможенных пошлин и других ограничений, которые действовали бы на прямые поставки товара. Кроме того, лицензиар (владелец лицензии) часто получает контроль над организацией лицензиатом, через приобретение определенной доли его акций (как правило 5-20%), что позволяет ему также оказывать влияние на рыночную деятельность последнего. Кроме того, продажа лицензий имеет минимум издержек для продавца, поскольку ему не требуется производить и доставлять большие партии товара и нести связанные с этим расходы. Либо напротив, с помощью лицензии продавец может расширить свой товарный экспорт, включая в лицензию и поставки необходимого оборудования.
Страна лицензиат также находится в выгодном положении, поскольку приобретение лицензии позволяет ей получить новую технологию, вместе с готовыми решениями по ее использованию (ноу-хау), дает возможность для обучения собственных специалистов под шефством зарубежных партнеров, организовать производство товара на своей территории с привлечением национальной рабочей силы, вместо его закупки за рубежом, наконец получить прибыль от использования лицензии.
В настоящее время порядка 70% объем лицензионной торговли приходится на развитые страны, и только 20% на развивающиеся. Лидером по продажам лицензий выступают США. Объем продукции производимой по лицензиям превышает сумму в 500 млрд. долларов в год.
Сущность лицензии и ее виды
Лицензия – это изобретение или техническое решение, которые защищено действующим патентом.
Патент, как уже указывалось выше дает исключительное право на распоряжении изобретения. Вместе с тем правообладатель имеет возможность предоставить право пользования изобретением третьим лицам, с определенными условиями. Такое предоставление и является лицензионной сделкой.
Лицензия может быть патентной или беспатентной. Патентная или классическая лицензия – это само изобретение или техническая информация о нем. Беспатентная лицензия – это те ноу-хау которые связаны с пользованием и реализацией изобретения. Ноу-хау с одной стороны не защищены патентным правом, а с другой не являются общеизвестной информацией и связаны с получением коммерческой выгоды от реализации патента, что делает необходимым их приобретение. Ноу-хау могут представлять собой:
- технические средства, такие как образцы продуктов, а также создание готовых производственных линий и целых производств;
- технические услуги, связанные с обслуживанием приобретаемого оборудования, его эксплуатацией, ремонтом и т.д.;
- непроизводственные услуги, связанные с организацией бизнес-процессов, анализом рынка, выработкой стратегии, обучением персонала и т,д.
В зависимости от типа сделки лицензия может быть:
- простой,
- исключительной,
- полной.
Простая лицензия предполагает неисключительное право на использование технологии для лицензиата. Т.е. лицензиар сохраняет за собой право продать аналогичные простые лицензии другим лицам на той же территории. Как правило простые лицензии продаются на товары народного потребления объем спроса которых крайне высок, что позволяет нескольким лицензиатам использовать лицензию без столкновений друг с другом.
Исключительная лицензия предполагает полную передачу прав на использование ее объекта – технологии, товарной марки, технического решения, интеллектуального продукта и т.д. на определенной территории на определенное время. Лицензиар ограничивается в своем праве использовать патент в рамках данных соглашений, однако может продавать лицензии участникам рынка за пределами рамок данного соглашения.
Полная лицензия предполагает полную передачу прав на патент, при которой все права переходят к лицензиату, а лицензиар их лишается. Продажи полных лицензий как правило практикуют только малые фирмы, для которых жизненно важно покрыть расходы на разработку лицензионного продукта, либо они не в состоянии реализовать свою лицензию самостоятельно.
Сделки по лицензионной торговле
Сделки по продажам лицензий совершаются в двух основных формах – чистой и сопутствующей. Чистая или самостоятельная лицензия предполагает, что лицензиату передается техническая документация, а также прочая необходимая информация, без материального носителя, т.е. самого изобретения, производства. Такая форма сделки выдвигает к лицензиату существенные требования в области его научно-технической, производственной базы, а также квалификации персонала, поскольку фирме или государству необходимо будет вложить существенные средства на создание производств по полученным инженерным решениям. Подобные покупки часто бывают рискованными и не приносят желаемого результата, особенно когда лицензиат не располагает технологиями должного уровня для реализации предлагаемых технических решений.
Сопутствующая сделка предполагает предоставление лицензии вместе с соответствующим оборудованием. Как правило сопутствующая сделка включает в себя также и приобретение ноу-хау. Данный вид сделок наиболее распространен. Нередко ноу-хау приобретается даже без самой лицензии.