Инновационный бизнес – это предпринимательская деятельность, основанная на создании, введении в эксплуатацию и использовании, новшеств технико-технологического, управленческого, стратегического характера.
Понятие, значение, модели инновационного бизнеса
В современных условиях глобализации рынков и усиливающейся интеграции национальных экономик как на региональном, так и на общемировом уровне, возникают новые, ранее не существовавшие условия и феномены ведения бизнеса, что создает высокую степень неопределенности, турбулентности процессов, протекающих в международном экономическом пространстве. Выживание и успешное развитие в таких условиях требует от компаний использования инновационных подходов к ведению бизнеса, равно как и инноваций на всех уровнях его осуществления.
Инновация – это практическое воплощение технико-технологического новшества на всех этапах от его разработки и внедрения, до использования.
Инновации в условиях современного бизнеса могут охватывать самые различные его аспекты и представлять собой не только новые или продвинутые виды продукции, т.н. «продуктовые инновации», но также новые услуги, предоставляемые компанией, новые технологии производства и технологические линии, наконец новые системы организации и управления компанией.
Создание и внедрение инноваций само по себе представляет отдельную сферу ведения бизнеса, который обслуживает процесс внедрения инноваций на всех его этапах. Рассматривая основные направления его деятельности можно выделить услуги, связанные с подготовкой новых производственных мощностей с нуля, например, при покупке лицензий на инновационные виды производства; операции по модификации существующих производственных мощностей, преследующие своей целью подготовку предприятия к выпуску нового продукта или освоению инновационного образования; маркетинговое проектирование и исследование рынка, связанное с выбором наиболее эффективных стратегий вывода на рынок продукта; операции по международной торговле лицензиями и ноу-хау, а также патентированию инноваций: оказание проектных услуг.
При этом основными рынками, на которых происходит создание и внедрение инноваций являются:
- рынок изобретений и открытий, образованный научно-технологическим сектором, основным товаром которого являются продукты интеллектуальной деятельности;
- рынок капитала и инвестиций, на котором разрабатываются новые подходы и продукты, а также привлечение капиталов к разработке и внедрению инноваций;
- рынок высококвалифицированного персонала, связанный с подготовкой высококлассных технических, научных, управленческих кадров;
- рынок инновационной инфраструктуры, объединяющей различные организации, деятельность которых направлена на успешное распространение и освоение инноваций в межнациональном и национальном аспекте.
При этом в зависимости от своей позиции на рынке компания может использовать одну из трех основных моделей ведения инновационного бизнеса. Это инновационное предпринимательство внутри, на основе другой организации, либо с привлечением сторонних организаций. Первые два варианта предполагают, что инновация разрабатывается в самой компании, и осуществляется либо в ее же рамках, либо через создание дочерней компании, а третий заключается в привлечении сторонних инноваций и их воплощения на базе собственного бизнеса.
Структурные элементы инновационного бизнеса
Основными элементами из которых складывается инновационный бизнес выступают:
- инновационный процесс,
- инновационная политика,
- инновационный потенциал,
- инновационный климат.
Инновационный процесс создания и внедрения новшеств был рассмотрен выше. На его течение оказывает влияние инновационная политика, основными целями которой является создание благоприятных условий инновационной деятельности, поддержание баланса инновационных и традиционных способов для стабильности экономической системы, компенсация экономических потерь.
Инновационный потенциал понимается с различных точек зрения, как совокупность ресурсов для создания и внедрения инноваций, как меры готовности к осуществлению инновационной деятельности, как способность создавать инновации и как способность создавать инновационные организации.
Инновационный климат в свою очередь представляет собой обобщенную совокупность условий, ресурсов, правового обеспечения и поддержки, в которых развертывается сам инновационный бизнес.
Трансформация форм международного бизнеса
Наиболее существенные инновации в области транснационального бизнеса в настоящее время затрагивают не столько его продукты или технологии производства, сколько саму форму его деятельности, способы и стратегии взаимодействия как с конкурентами, так с потребителями и не-потребителями.
Важным изменением в стратегии международных компаний, стал переход от ожесточенной конкуренции к стратегиям сотрудничества, организации сетевых систем, а также стратегических альянсов. Участие в таких системах позволяет крупным игрокам стабилизировать рынок, распределив доли участия в нем, согласовав ценовую политику, а также посредством интенсивного обмена инновациями, прежде всего в нематериальной области.
Важным инновационным аспектом является изменение отношения к потребителю. Международный бизнес также стремится создать позицию сотрудничества с потребителем, что выражается в более чутком отношении к его потребностям и интересам, созданием потребительских сетей, созданием новых потребительских потребностей посредством маркетинговых технологий. Компании переходят от простой продажи товаров или услуг, к предоставлению «готовых решений» - комплексов товаров и услуг, направленных на удовлетворение потребностей потребителя на протяжении длительного времени, что позволяет как увеличить прибыль, так и пролонгировать отношения с потребителем, закрепить его за собой.
Широкие возможности для инновации форм ведения бизнеса предоставляет интернет. Активное использование интернет площадок для продвижения и продажи товаров, позволяет входит на иностранные рынки без физического присутствия компании на этих рынках, создания филиалов и прямого экспорта продукции.