Понятие и сущность бизнес-стратегий
Бизнес-стратегия – это стратегия развития бизнеса, определяемая целями компании и планом действий по их достижению.
Проще говоря, бизнес-стратегию в системе международных отношений справедливо можно отождествлять с задокументированным планом того, как компания собирается достигать стоящие перед ней на международном рынке цели. В основе бизнес-стратегии всегда лежит миссия компании, а сама она определяет алгоритм ее реализации.
Традиционно в системе маркетинга выделяют четыре базовых типа международных стратегий:
- маркетинговая;
- финансовая;
- продуктовая;
- кадровая.
Первая определяет план по достижению маркетинговых целей компании. Посредством второй фиксируется, каким образом компания планирует использовать или инвестировать имеющиеся у нее средства. Третья описывает видение и особенности продукта, уникальное торговое предложение. В четвертой свое отражение находит план найма, обучения, оплаты и оценки работы сотрудников компании.
Разрабатываются бизнес-стратегии на трех основных уровнях (рисунок 1).
Рисунок 1. Уровни разработки бизнес-стратегий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В рамках корпоративного уровня осуществляются установка основополагающих принципов бизнеса, определение его миссии, видения, целей и ценностей. На уровне бизнес-единиц формируются и реализуются стратегии для разных единиц бизнеса (подразделений, продуктов и т. д.). Функциональный уровень предполагает, что стратегии устанавливаются различными отделами подразделений, зачастую ограничиваясь планированием повседневных действий и решений.
Цели и способы их достижения на функциональном уровне и уровне бизнес-единиц могут значительно отличаться, однако они обязательно должны согласовываться с теми, что были определены на корпоративном уровне.
Специфика и особенности бизнес-стратегий в международном бизнесе
Международный бизнес в значительной степени схож с национальным, но при этом имеет свою специфику и отличия. Одной из ключевых проблем выступает сложность преодоления различий национальных культур, которые неизменно находят свое отражение в особенностях ведения международного бизнеса.
Международные бизнес-стратегии определяются планом, регулирующим коммерческие сделки между субъектами в разных странах. В большинстве случаев их целью выступает увеличение прибыли. При помощи бизнес-стратегии международной компании можно пережить кризис и вывести бизнес на новый уровень, выгодно выделяясь среди конкурентов, привлекая новых клиентов и повышая показатели продаж.
Лучшие бизнес-стратегии международных компаний сочетают в себе шесть ключевых компонент, а именно – видение, ценности, SWOT-анализ, тактику, распределение ресурсов и успехи, поддающиеся измерению. К созданию бизнес-стратегий международные компании приступают, как только определят, каких целей им нужно достичь. Сам механизм разработки бизнес-стратегии выглядит следующим образом.
Перво-наперво определяются миссия компании, ее цели и ценности. Затем проводится оценка ее текущего положения в условиях рынка. Основным и наиболее распространенным методом оценки выступает SWOT-анализ, позволяющий определить сильные и слабые стороны бизнеса, его возможности и угрозы. Ключевую роль здесь играет анализ внешней и внутренней среды бизнеса и его содержания. Далее следует подбор команды, изучение рынка и историй успеха. Наконец, составляется конкретный план по достижению целей.
Работа над бизнес-стратегией может быть делегирована сторонним специализированным организациям или быть осуществлена собственными силами международной компании. Чаще всего участие в этом процессе принимает топ-менеджмент международной компании и управляющие ее зарубежных подразделений.
Бизнес-стратегии на примере международных компаний
Анализ опыта международных компаний позволяет выделить четыре ключевых типа построения стратегий международного бизнеса:
- стратегии, ориентированные на эффект масштаба;
- стратегии, основанные на рациональном подходе к деятельности зарубежных филиалов;
- предоставление зарубежным филиалам максимальной самостоятельности в целях предоставления им возможностей функционирования с учетом национальных особенностей принимающих стран;
- использование преимуществ глобализации.
Эти же подходы проецируются и на бизнес-стратегии международных компаний, разрабатываемые на различных уровнях иерархии. В целом бизнес-стратегии международных компаний содержат в себе комплекс целей, задач, принципов и результатов, способных помочь бизнесу не только успешно стартовать на международной арене, но и закрепиться на мировом рынке, обгоняя конкурентов.
В основе разработки бизнес-стратегий международных компаний лежит множество факторов, определяющую роль среди которых играют масштабы бизнеса, доступные методы работы, а также возможности расширения и диверсификации.
Как показывает практика, большинство международных компаний придерживаются мультинациональной стратегии, учитывающей специфику международного рынка. При этом основными вариантами реализации стратегии ведения международного бизнеса в рамках компаний, оперирующих на внешних рынках, считаются интернациональная, многонациональная, глобальная идеи транснациональная стратегии. В первом случае речь идет о применении компанией на зарубежных рынках той стратегии, которую она использует в собственной стране. Во втором случае речь идет об адаптации составляющих бизнес-стратегии к конкретным рынкам. Ярким примером использования подобных стратегий выступает швейцарская компания «Nestle», имеющая децентрализованную структуру и широко диверсифицированную продуктовую линейку, адаптированную под конкретные нужды потребителей в разных странах мира. Глобальную стратегию чаще используют компании, воспринимающие весь многоликий мир как единый рынок, при этом внимание в этом случае акцентируется на производстве и реализации стандартизированного продукта, отвечающего требованиям большинства потребителей во всем мире. Транснациональные стратегии совмещают в себе преимущества делегирования полномочий и преимущества глобализации операций, способствующие росту эффективности международного бизнесе.