Внутренний контроль
В соответствии с назначением и направленностью контроль бывает двух видов - внутренний и внешний.
Внутренний контроль представляет собой контроль внутри ведомства, производства, организации (фирмы), обеспечивающий необходимую работу организации и ее управления.
Внутренний контроль на предприятии осуществляется субъектами посредством следующих действий:
- определяется фактическое состояние предприятия (объект контроля),
- сравниваются фактические данные с планируемыми,
- оцениваются выявляемые отклонения и степень их воздействия на аспекты функционирования компании,
- выявляются причины выявленных отклонений.
Целью внутреннего контроля является информационное обеспечение управляющей системы путем получения возможности принятия в дальнейшем эффективных управленческих решений.
Внешний контроль
Цель внешнего контроля – защита общества, предприятий и государства от вероятных отрицательных последствий, которые могут наступить при несоблюдении установленных правил в процессе осуществления соответствующей деятельности или при невыполнении субъектами общественных отношений их обязанностей. Внешний контроль должен обеспечивать безопасность субъектов общественных отношений, защиту их прав и свобод.
Внешний контроль проводится государственными контрольными организациями, общественными организациями и аудиторскими фирмами. Общими целями внешнего государственного контроля являются:
- найти нарушения при документировании хозяйственных операций,
- установить законность их проведения,
- определить правильность различных отчислений и др.
Отклонения в процессе внутреннего и внешнего контроля
Процесс контроля - основа управления по отклонениям, суть которой в том, что все цели, которые стоят перед компанией и ее отделами, формализуются посредством системы нормативов. Отклонения от нормативов выявляются в процессе контроля и служат дальнейшим основанием процесса принятия управленческого решения.
Причины отклонений:
- непредвиденная ситуация, возникающая в процессе выполнения плана,
- отрицание исполнителем требуемых действий по небрежности,
- усталость, вызванная перегрузками,
- некомпетентность, недобросовестность, злоупотребление.
Возникающее отклонение может быть разным по масштабам и последствиям. Для правильного определения момента, когда необходимо вмешательство руководителя, отклонения классифицируют в соответствии с качественными и количественными параметрами, сроками, причинами возникновения, степенью опасности. Если они будут превзойдены, то появляется потребность вмешательства руководства в управленческий процесс.
Управление по отклонениям применяют в процессе обучения подчиненных, для расширения их кругозора, подготовки к высокой должностью в будущем. Управление по отклонениям содержит определен¬ные сложности и негативные последствия, культивируя у руководителей и исполнителей формальный подход в оценке события, дела, принятии решений. В итоге при существующей нехватке информации, появлении нестандартных ситуаций, которые не связаны с психологическими аспектами поведения сотрудников, в его реализации возникают серьезные препятствия.
При внедрении управления по отклонениям требуется создать специальную систему учета отклонений, а также оповещение о них руководителей, что может привести к повышенной бюрократизации процесса управления.
Управление отклонениями может усыпить бдительность, особенно по отношению к незначительным на первый взгляд отклонениям, имеющим самые неблагоприятные последствия.