Сущность всеобщего управления качеством
Всеобщее управление качеством (Total Quality Management, TQM) – метод повышения качества, задействующий все организационные процессы.
Всеобщее управление качеством представляет собой вид системы менеджмента качества, основанной на производстве продукции или услуг высокого с точки зрения покупателя качества. Всеобщее управление качеством является процессом непрерывного улучшения качества деятельности организации для достижения ее стратегических целей. TQM фокусируется на мнении потенциальных покупателей о производимой продукции.
Всеобщее управление качеством подразумевает участие в процессах улучшения всех сотрудников организации. Каждый сотрудник должен быть нацелен на улучшение качества своей деятельности, что позволить повысить качество конечного продукта для потребителя.
Всеобщее управление качеством является способом организации деятельности компании, а не самостоятельным проектом. Это стиль управления, который охватывает все бизнес-процессы. Для успешной реализации концепции всеобщего управления качеством в этот процесс должны быть вовлечены все сотрудники организации.
Ключевые принципы TQM заключаются в следующем:
- Клиентоориентированность;
- Вовлечение сотрудников в процесс улучшений;
- Восприятие системы менеджмента качества как ключевой системы бизнес-процессов компании;
- Системный подход;
- Непрерывное улучшение.
Идеология TQM
В основе всеобщего управления качеством лежит концепция непрерывного улучшения организационных процессов, ориентированная на удовлетворение потребительских нужд с целью повышения конкурентоспособности.
TQM является не просто концепцией, но философией управления. Она была придумана в Японии и США и началась с того, что компаниям, производящим продукцию наивысшего качества, стали присуждать некие награды. Всеобщее управление качеством предполагает работу не только над качеством самой продукции, но и над качеством всем бизнес-процессов организации. Такой подход позволяет обеспечить относительно быстрое и эффективное развитие бизнеса в целом.
В концепцию всеобщего управления качеством принято включать два основных механизма:
- Quality Assurance – обеспечение качества, поддержание его уровня на приемлемом для клиентов организации уровне;
- Qaulity Improvements – повышение качества, обеспечение новых гарантий для покупателей от компании-производителя.
Эти два принципа выражают следующее: покупатель постоянно должен быть уверен в качестве приобретаемой продукции, и эта уверенность обеспечивается компанией. Именно этот подход способствует развитию бизнеса, так как учитывает постоянное изменение потребительских требований.
Преимущества всеобщего управления качеством
В связи с тем, что всеобщее управление качеством следует рассматривать в большей степени как стратегию управления, чем как метод, преимущества TQM носят долгосрочный характер. Эффект от внедрения концепции TQM в организации может стать видимым только через некоторое время после ее успешной реализации.
В долгосрочной перспективе применение концепции всеобщего управления качеством позволяет компании:
- Повысить продуктивность и результативность труда;
- Улучшить атмосферу в коллективе и повысить квалификацию сотрудников;
- Обеспечить повышение уровня доверия во взаимоотношениях с потребителем;
- Снизить затраты;
- Улучшить имидж компании в глазах общественности.
Внедрение TQM позволяет выявить неэффективные процессы, повысить качество процессов, создающих потребительскую ценности и мотивировать сотрудников через командную работу.