Справочник от Автор24
Все самое важное в приложении

Всеобщий менеджмент качества (TQM): основные принципы, стратегия применения

Определение 1

Всеобщий менеджмент качества - это философия управления организацией, которая представлена теоретическими принципами и практическими методами непрерывного улучшения качества.

Общее представление о всеобщем менеджменте качества

В 1960-е годы в Японии возник новый подход к управлению компаниями, который вскоре получил широкое распространение по всему миру. Речь идет про всеобщий менеджмент качества (Total Quality Management, TQM).

Замечание 1

Этот подход предполагает непрерывное улучшение качества в различных сферах деятельности – снабженческой, производственной, сбытовой и пр. В настоящее время TQM воспринимают как философию управления организацией.

Начни разбираться в искусстве
Обучающие курсы по психологии, маркетингу, нутрициологии и работе в сфере кино
Выбрать программу

Всеобщий менеджмент качества представлен различными теоретическими принципами и практическими методами, инструментами количественного и качественного анализа данных. Все эти элементы преследуют цель, которая заключается в непрерывном улучшении качества.

Качество с точки зрения TQM обеспечивается в результате вовлечения всех сотрудников организации в деятельность по улучшению работы. Повышение качества позволит лучше удовлетворить потребителей и получить выгоды всем заинтересованным сторонам (работникам, владельцам, смежникам, поставщикам) и обществу в целом.

Таким образом, в основе всеобщего менеджмента качества лежит идея о необходимости работы организации и над качеством продукции, и над качеством работы в целом, в том числе работы персонала.

Основные принципы всеобщего менеджмента качества

Концепция всеобщего менеджмента качества основывается на выполнении следующих принципов:

  • ориентация на потребителя;
  • вовлечение персонала;
  • процессный подход;
  • единство системы;
  • стратегический и систематический подход;
  • непрерывное улучшение;
  • принятие решений на основе фактов;
  • коммуникации.
«Всеобщий менеджмент качества (TQM): основные принципы, стратегия применения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Консультации эксперта по предмету
Найти эксперта
Помощь в написании учебной работы
Узнать стоимость

Фундаментальным принципом всеобщего менеджмента качества является установление уровня качества именно потребителем. Независимо от предпринятых организацией действий только он определяет степень успешности затраченных средств и усилий.

Принцип вовлечения персонала предполагает, что все сотрудники организации совместно работают для достижения поставленных целей. Вовлечение персонала достигается только после исчезновения у сотрудников страха потерять рабочее место, появления у них доверия к изменениям, предоставления им полномочий по осуществлению полномочий и создания руководством необходимого для этого окружения.

С точки зрения всеобщего менеджмента качества любая деятельность организации - это процесс. Речь идет про набор действий, которые на входе получают объекты от поставщиков, а на выходе выдают результаты преобразования этих объектов, после чего они передаются результаты потребителям.

Все структурные подразделения имеют собственные процессы, которые объединяются в более крупные процессы всей организации. Благодаря этому организация оказывается способной на достижение стратегических целей. Достижение высоких результатов требует одновременного воспитания в организации культуры качества во структурных всех подразделениях. Именно об этом говорит принцип единства системы.

Неотъемлемой частью стратегического плана организации должно быть постоянное улучшение качества (стратегический подход). Чтобы достигнуть целей, поставленных в области качества, нужно проводить систематическую и непрерывную работу (систематический подход).

Опорой TQM является принцип непрерывного улучшения. Благодаря ему организация может выбирать варианты повышения эффективности своей деятельности через применение как аналитических, так и творческих методов.

Понимание механизма функционирования организации может прийти только при наличии фактических данных о результатах измерений работы. Лишь в этом случае руководством могут быть приняты правильные управленческие решения.

Во время изменений в организации важно поддерживать мотивацию сотрудников. В этом могут значительно помочь эффективные коммуникации по вопросам изменений. Желательно, чтобы они стали ежедневными действиями и воспринимались как обычные процессы.

Понимание и реализация основных принципов всеобщего менеджмента качества на практике позволяет организациям делать «правильные» вещи «правильно» с первого раза.

Стратегии применения всеобщего менеджмента качества

Система управления качеством на основе концепции TQM может быть разработана путем реализации одной из следующих стратегий:

  1. Поэлементное внедрение TQM.
  2. Применение теории TQM.
  3. Применение модели для сравнения (бенчмаркинг).
  4. Применение критериев премий по качеству.

Применение стратегии поэлементного внедрения TQM заключается в использовании различных инструментов менеджмента качества для улучшения ключевых бизнес-процессов и работы структурных подразделений. Применение этой стратегии обычно обусловливается внедрением организациями философии всеобщего менеджмента качества по мере изучения отдельных ее частей.

В основе стратегии применения теории TQM лежит внедрение в практическую деятельность теоретических положений специалистов менеджмента качества - Деминга, Кросби, Джурана и др. Организация изучает их теории и принципы, чтобы установить существующие в практике их работы недостатки в сравнении с этими теориями. После этого принимают меры по устранению этих недостатков.

Бенчмаркинг заключается в изучении у организации-лидера процессов и факторов успешного внедрения. Получив эту информацию, руководство предприятия конструирует модель управления с учетом условий своей работы.

В рамках последней стратегии систему качества на основе концепции всеобщего менеджмента качества разрабатывают путем использования критериев различных премий по качеству. Эти критерии применяют для определения областей последующего улучшения своей работы.

Не нашел нужную статью?
Воспользуйся новым поиском!
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата написания статьи: 05.11.2022
Трудности с учебой
Трудности с написанием работы?

Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд

Попробовать
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot