В настоящее время развитие современных социально – экономических условий определяют знания как эффективный инструмент управления потенциалом предприятия. Потенциал предприятия может включать в себя несколько компонентов. Для того, чтобы дополнить представление о знаниях, приведем практический пример.
Крупное промышленное предприятие специализируется на добыче и переработке нефтепродуктов по всему миру. При проведении сравнительного анализа и аудита эффективности работы различных предприятий выяснилось, что при равных условиях получается разный результат. Особенность такой недоработки заключалась в том, что уровень квалификации персонала существенно отличался. На предприятиях с низкой квалификацией сотрудников, даже при самом эффективном оборудовании, производительность не поднималась выше среднего.
Для того, чтобы устранить этот дефект, руководитель принял решение обобщить и распространить единую базу знаний, доступных для всех работников. Решение оказалось эффективным
Понятие управления знаниями и особенности его возникновения
В настоящее время управление знаниями представляет собой процесс интеллектуальными ресурсами предприятия, с целью их коммерциализации
Особенности возникновения интеллектуального менеджмента
- определение интеллектуальных ресурсов (ценных знаний), находящихся в распоряжении компании;
- распространение интеллектуальных активов предприятия среди работников предприятия и передача этих знаний новичкам;
- применение инновационных интеллектуальных знаний для устранения нестандартных проблем, возникших в процессе работы;
- формирование эффективной интеллектуальной политики.
История возникновения интеллектуального менеджмента
Традиционно, годом возникновения интеллектуального менеджмента как отдельного направления считается 1993 год. В это время актуальность интеллектуального менеджмента существенно возросла и он оформился окончательно в самостоятельное направление управленческой деятельности.
Причиной выделения информационного менеджмента из общего направления стал возрастающий инновационный потенциал социально – экономической системы и развитие интеллектуальных знаний.
Причины появления интеллектуального менеджмента
- Стремительное нарастание и изменение рыночного спроса
- Возникновение конкуренции на внутренних и внешних рынках
- Развитие рынка информационных технологий
Предприятия всегда были заинтересованы в получении информации, поскольку роль информации в предпринимательской деятельности достаточно велика. В настоящее время знания ценятся больше чем раньше, поэтому руководители воспринимают их как эффективный ресурс.
Ресурсный подход к управлению знаниями на предприятии создает предпосылки к их сохранению, приумножению, развитию. Чем больше предприятие в масштабах рынка, тем выше его потребность в использовании знаний. Работники крупных предприятий обладают большим объемом знаний и используют его для развития предприятия.
Предположим, руководитель крупной торговой фирмы обладает знаниями о продажах и продвижении. Наличие данной информации и знание рынка позволили ему разработать авторскую стратегию продвижения и получить на нее патент. Теперь руководитель обладает официальными правами на данное знание и может не только защитить его, но и использовать, коммерциализировать.
В настоящее время существует достаточно таких технологий, которые запатентованы и успешно применяются в условиях ранка, принося разработчику значительный доход.