Качество услуг библиотеки
Современный мир ставит перед библиотеками задачу повышения качества предлагаемых и создание новых информационных продуктов и услуг. Эту задачу можно решить через информирование читателей о тех или иных преимуществах данного учреждения перед конкурирующими образовательными и информационными организациями. Библиотеки имеют материалы, представленные на различных носителях, доступ к информации для читателя – бесплатный. Они организуют профессиональные консультации по представленной тематике, а полнота представленной информации может быть определена не только библиотечным фондом, но, зачастую и крайне удалёнными, иными информационными ресурсами.
Работу по повышению качества предоставляемых в библиотеках услуг, необходимо вести на основании положительных концепций менеджмента качества.
Эта концепция подразумевает создание модели делового совершенствования библиотеки на основе установленных стандартов, уникальность которых заключается в том, что они не предлагают измеримые критерии качества предоставляемых библиотечных услуг, а задают саму методологию функционирования понятия качества, через которую происходит обеспечение надлежащего продукта работы структуры.
Определение необходимого уровня качества
Качество услуг библиотеки, начинается с полномасштабного исследования потребностей и запросов читателей. Данный этап является самым важным для любого цикла информационного продукта, так как он определяет общий замысел, характеристики, формирует образ последующего продукта. Ошибки на данном этапе недопустимы. Это происходит в связи с тем, что неправильно идентифицированные потребности читателей могут привести к созданию продукта, который, впоследствии, не будет пользоваться спросом. Качественный информационный продукт невозможно сделать на основе плохого проекта.
Проект должен учитывать все особенности предполагаемого продукта, проанализировать каждую его составляющую и её влияние на конечный товар. Хороший проект необходимо превратить из замыслов в конечный вид путём качественной, своевременной и правильной библиотечной деятельности. Все процессы изготовления и способы контроля продукта должны быть спланированы. Недостаточный уровень организации работы подразделений структуры, а также их несогласованная и некачественная деятельность, сведут все усилия по предоставлению качественного продукта на нет.
Информационный продукт достаточно поместить в неудобную или некрасивую упаковку, чтобы через некоторое время создать у потребителей информации негативное восприятие продукта, а также и библиотеки в целом. Убеждение же читателя в том, что упаковка не главное, как правило, является не самым эффективным способом доказательства качества услуги и товара. В результате различных исследований и наблюдений было установлено, что издания в яркой, красочной обложке, берут со стеллажа не в пример чаще «серых» изданий. Можно сделать вывод о том, что форма предоставления товара потребителю, является необходимым элементом качества продукции. А внимательный сервис и улыбка библиотекаря являются ровно таким же показателем качества, как и всё остальное.
Сущность системы менеджмента качества библиотеки
Менеджмент качества библиотеки – это определённая система методов и средств деятельности, направленная на выполнение ожиданий и требований потребителя продукта.
Он представляет собой разработанную и внедрённую единую политику, и методику работы библиотеки. Он отвечает предъявляемым на каждом этапе требованиям всех категорий читателей. Управление качеством включает в себя функции руководства по разработке политики в области качества, установление целей и процессы планирования, контроля и обеспечение качества.